logo search
Kirik_T_A_Virtualnaya_realnost_i_ee_ontologi

Заключение

Наука это то, что вы знаете, философия — то, чего не знаете.

Б.Рассел

Занавес, господа! Мы попытались заглянуть за кулисы и увидеть механизмы великого действа трансформации культуры, разворачивающегося на наших глазах. Может быть, мы увидели краешек истины, может – в очередной раз – только покрывала Майи, будущее покажет.

Тем ни менее нами были проанализированы этимология понятия «виртуальный», особенности его использования в философии, науке и в контексте информационных технологий, рассмотрены различные подходы к пониманию виртуальной реальности и определены онтологические особенности виртуальной реальности.

Анализ феноменов, которые в литературе последнего десятилетия часто рассматриваются как виртуальные - измененных состояний сознания, в том числе «психологических виртуальных реальностей», эзотерических и сновиденческих реальностей, реальностей художественных произведений - показал, что применение к ним данного предиката не оправдано. Это лишь феномены, онтологически сходные с ней, которые мы назвали онтологическими прототипами виртуальной реальности. Наряду с онтологическими прототипами в культуре давно существует явление, на которое в полной мере распространяются все характеристики виртуальной реальности – это игра. Итак, мы выделили два типа собственно виртуальной реальности – некомпьютерная, к которой относится, в частности, реальность игры и компьютерная, имеющая в качестве одного из носителей сложную техническую систему – компьютер вместе с аппаратным и программным обеспечением. Кроме того, была дана развернутая типология компьютерных виртуальных реальностей и определена онтологическая специфика каждого типа.

Однако, как и любое философское исследование, наше, ответив на одни вопросы, высветило другие, не менее актуальные.

Это, в частности, адекватность картины мира, возникающей у виртуализатора, возможность имплозии восприятия и виртуализация реальности в широком смысле, проблемы телесности и различения реальностей, которые в пределе становятся проблемами трансформации личности человека, «живущего» в виртуальных реальностях и трансформации основных феноменов человеческого бытия в этих реальностях и т.д.

Также онтологический анализ виртуальной реальности выводит на идею продуктивности рассмотрения виртуальной реальности в контексте проблематики отчуждения, так как для нее характерно превращения деятельности человека и её результата в самостоятельную силу, господствующую над ним и противостоящую ему.

Однако все это темы дальнейших серьезных исследований.

Как говорил незабвенный Остап Бендер не менее незабвенному Шуре Балаганову: «Пилите, Шура, пилите! Они золотые!».