logo
Kirik_T_A_Virtualnaya_realnost_i_ee_ontologi

Глава II онтологические прототипы виртуальной реальности

Кот, очевидно, решил, что головы вполне достаточно, и дальше возникать не стал.

Л.Кэрролл

Проанализируем феномены, которые в литературе последнего десятилетия часто рассматриваются как виртуальные реальности, и попытаемся определить, насколько правомерно применение к ним данного понятия, имеет ли смысл в каждом конкретном случае «умножать сущности без настоятельной на то необходимости».

Эти феномены относят к виртуальной реальности, как правило, в рамках подхода, обозначенного нами как третий, согласно которому понятие виртуальной реальности применяется к реальности когнитивных и социальных моделей, абстрактных понятий и категорий, художественному вымыслу и образам фантазии, снам, мечтам, измененным состояниям сознания.

Неприменимость понятия «виртуальная реальность» к реальности когнитивных моделей, абстрактных понятий и категорий мы показали в первой главе на примере мира Третьего Карла Поппера. Сейчас же мы рассмотрим сны, измененные состояния сознания, эзотерические и психологические и эстетические реальности.

Феномены, исследуемые в данной главе, мы считаем возможным разделить на реальности, порождаемые только субъектом, его психикой, и реальности, которые порождаются в результате взаимодействия субъекта с внешними для него факторами. К первому типу отнесем измененные состояния сознания, в том числе так называемые «психологические виртуальные реальности», эзотерические и сновиденческие реальности. Ко второму типу – художественные (эстетические) реальности.