Глава II онтологические прототипы виртуальной реальности
Кот, очевидно, решил, что головы вполне достаточно, и дальше возникать не стал.
Л.Кэрролл
Проанализируем феномены, которые в литературе последнего десятилетия часто рассматриваются как виртуальные реальности, и попытаемся определить, насколько правомерно применение к ним данного понятия, имеет ли смысл в каждом конкретном случае «умножать сущности без настоятельной на то необходимости».
Эти феномены относят к виртуальной реальности, как правило, в рамках подхода, обозначенного нами как третий, согласно которому понятие виртуальной реальности применяется к реальности когнитивных и социальных моделей, абстрактных понятий и категорий, художественному вымыслу и образам фантазии, снам, мечтам, измененным состояниям сознания.
Неприменимость понятия «виртуальная реальность» к реальности когнитивных моделей, абстрактных понятий и категорий мы показали в первой главе на примере мира Третьего Карла Поппера. Сейчас же мы рассмотрим сны, измененные состояния сознания, эзотерические и психологические и эстетические реальности.
Феномены, исследуемые в данной главе, мы считаем возможным разделить на реальности, порождаемые только субъектом, его психикой, и реальности, которые порождаются в результате взаимодействия субъекта с внешними для него факторами. К первому типу отнесем измененные состояния сознания, в том числе так называемые «психологические виртуальные реальности», эзотерические и сновиденческие реальности. Ко второму типу – художественные (эстетические) реальности.
- Глава I. Проблема сущности виртуальной реальности
- Глава II. Онтологические прототипы
- Глава III. Собственно виртуальные реальности………………….
- Введение
- Глава I
- Использование понятия «виртуальная реальность» в контексте информационных технологий
- Основные подходы к пониманию виртуальной реальности
- 1.3. Онтологическая специфика виртуальной реальности
- Глава II онтологические прототипы виртуальной реальности
- 2.1. Реальности, порождаемые только психикой субъекта Измененные состояния сознания и психологические виртуальные реальности
- Эзотерические реальности
- Реальности сновидения
- 2.2. Реальности, порождаемые взаимодействием субъекта с внешними для него факторами: Эстетические реальности
- Глава III собственно виртуальные реальности
- 3.1. Виртуальная реальность игры
- 3.2. Компьютерные виртуальные реальности
- 3.2.1. Виртуальная реальность погружения (иммерсивная виртуальная реальность) Специфика иммерсивной виртуальной реальности
- Проблема различения реальностей
- 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
- Онтологические особенности виртуальной реальности компьютерных сетей
- Виртуальная реальность, инициированная поиском и структурированием информации в компьютерных сетях
- Коммуникативная виртуальная реальность
- Заключение
- Приложение Классификации систем компьютерной виртуальной реальности
- Библиография