logo search
Kulturologia_1-54

В чём может выражаться христианское обмирщение

Обмирщение священнослужителей может выражаться в:

Неясно, насколько гармонично принятие благ и наград от центральной власти[4] может сочетаться с духовной деятельностью. Стремление к внутрицерковным высоким должностям, например епископа, а также защита и укрепление собственного высокого положения не без помощи государственных властей так же может считаться обмирщением. В западной части Римской империи обмирщение не менее радикально извратило христианскую идею В то время, как «Христос не имел даже где голову приклонить» (Мф.8:20) здесь римские епископы не только обзавелись всеми атрибутами политической власти (государственными границами, армиями и проч.), но и объявили себя надмировыми повелителями всех католических королей и их вассалов. Римские папы многократно организовывали крестовые походы для насильственного обращения иноверцев в католичество и поощряли сжигание на кострах инквизиции еретиков и, иногда, просто несогласных с папской курией.

45. Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[20], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.[21].

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков[22].

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Ассамблея при Петре I.

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

46.

Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного

абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике

следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ,

уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда

делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с

просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых,

разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами

монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического

уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь

реформ. В роли тогдашних “просветителей” выступали и прусский король

Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.

Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России

приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе

которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной

монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно

сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и

внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями

предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами,

выдающимися военными событиями и значительными территориальными

присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и

военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.

Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама

Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России,

её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.

Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1.

Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый

порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать

законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно

способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно

сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

47. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей. В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского "Ревизора", где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя". Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки "Руслан и Людмила" публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости..." Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли "Вечера на хуторе близ Деканьки". Первая печатная форма "Ревизора" появилась в 1836 году. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение "Смерть Поэта", ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста. Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

48. 1.Условия развития.

1. Буржуазно-либеральные реформы 60-70-х гг. 2. Отмена крепостничества. 3. Огромное воздействие демократических и социальных идей на культуру. 4. Бурный процесс капитализации российской экономики в 80-е годы.