logo search
Социология семьи

Вопрос 2. Семья как малая социальная группа и социальный институт.

Прочитайте и выделите основные положения.

Запишите:

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

  1. Брачные, кровные связи или связи усыновления.

  2. Общее проживание.

  3. Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей мужа и жены.

Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт.

Как малую социальную группу семью рассматривают в тех случаях, когда исследуют отношения между индивидами, которые образуют семью. Такой подход позволяет определить мотивы и причины разводов, динамику родственных отношений, характер связей между родителями и детьми. Это проблемы межличностного взаимодействия.

Как социальный институт семья анализируется в тех случаях, когда надо выяснить, в какой мере способ жизни семьи и её функционирования отвечает интересам общества.

Прочитайте:

Во всём мире семьи вырастают из брака — узаконенной и, очевидно, длительной связи, обычно подразумевающей как экономическую кооперацию, так и сексуальные отношения и воспитание детей, которую люди, как ожидается, будут поддерживать. Присущее нашей культуре представление о том, что брак — это законное условие для продолжения рода, объясняет появление выражения незаконнорожденные дети, которое относилось к детям, рождённым вне брака. Более того, латинское словоmatrimonium(«брак, супружество») в дословном переводе означает «условия для материнства». Но по мере того, как росло количество детей, рожденных незамужними женщинами (сейчас таких детей около 33%), связь между браком, рождением и воспитанием ослабевала.

Запишите:

Семья — это социальный институт, представленный во всех обществах, объединяющий людей в группы, чтобы те смогли сообща растить и воспитывать детей.

Прочитайте:

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Запишите:

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Прочитайте:

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определённые обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе. Они подразделяютсяна супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенныероли (дед, бабка, старший, младший, средний) и т. д.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или,родив ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

Запишите:

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социальных функций, ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

Прочитайте:

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества;и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи,изменились.Подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличениюуровнясмертности.

Запишите:

Происходит ломка традиционных отношений "родители – дети". Семья перестала быть основной средой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Всеобщим явлением становится уменьшение роли семейного воспитания, резкое возрастание социализирующей функции общественных институтов ‑ детских воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации.

Прочитайте:

Изменения, выразившиеся в резком возрастании продолжительности жизни в комбинации с низкой рождаемостью, сократили время совместного проживания детей и родителей. Сто лет назад муж и жена в среднем всего 1,5 года жили без детей, а сейчас – около 20 лет. Современные супруги тратят только 18% брачной жизни против 54% в прошлом на воспитание детей.

Запишите:

Наиболее значительным изменениям семья как социальный институт подверглась у тех народов, которые достигли наиболее высокого уровня жизни.

По мнению социолога Дэвида Попино, в Швеции самые непрочные семьи. Согласно Бюро переписи населения США в 2000 г. в стране было 105,5 млн. домашних хозяйств, причём, только 71,8 млн. (68%) из них были «семьями». Остальные ‑ одинокие люди или жившие вместе, не связанные родственными или брачными узами люди. В 1960 г. под традиционное определение семьи подпадали 85% домашних хозяйств.

Швеции удалось избежать многих из тех социальных проблем, которые досаждают гражданам США. В шведских городах низок уровень уголовной преступности, наркомании и бедности, которые стали настоящим бедствием для всех американских городов ‑ от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Складывается такое впечатление, что в этом скандинавском государстве реализованы возможности современного государства всеобщего благосостояния с разветвленной сетью профессиональных правительственных учреждений, способных удовлетворить практически все потребности граждан.

Однако, по мнению Дэвида Попино, разрастающемуся государству всеобщего благосостояния присущ один недостаток, который заключается в том, что в Швеции самые непрочные семьи в мире.

Поскольку шведы связывают свои надежды на материальную помощь не столько с супругами, сколько с государством, они не очень охотно вступают в брак в отличие от граждан других государств с высоким уровнем доходов. По этой же причине в Швеции большая доля взрослых граждан, живущих в одиночестве (более 20%, примерно столько же, сколько и в США). Более того, велика и доля совместно поживающих пар, не связанных узами брака (25 против 10% в США), а 50% всех шведских детей родились у тех, чей брак официально не зарегистрирован (в США таких детей около 33%). В Швеции средняя численность домашнего хозяйства ‑ 2,2 человека, а в США ‑ 2,6. И последнее. Шведские пары (состоящие и не состоящие в законном браке) характеризует более выраженная тенденция к разрыву отношений, чем прздотавителей других стран. Согласно Попино, «шведская семья, возможно, самая непрочная ‑ если не в мире, то уж среди развитых европейских государств наверняка, а члены семьи ‑ самые автономные и наименее связанные с группой в целом. Попино утверждает, что разрушение шведских семей началось в 1960-е годы XX века вместе с укреплением позиций индивидуалистической культуры, нацеливающей человека на самореализацию, и с падением влияния церкви. Свою роль сыграл и рост числа работающих женщин. Сегодня в Швеции самый низкий процент домохозяек (10% по сравнению с 22 в США) и самый высокий процент работающих женщин (77% по сравнению с 60 в США). Однако самым важным фактором Попино считает экспансию государства всеобщего благосостояния. Шведское правительство заботится о своих гражданах на протяжении всей их жизни. Шведы вправе рассчитывать на то, что правительство поможет им поднять и выучить детей, обеспечит достойной медицинской помощью, поддержит после ухода на пенсию, а когда придет день, ‑ оплатит их похороны.

Многие шведы поддерживали усиление государства всеобщего благосостояния, полагая, что это будет способствовать укреплению семей. Но теперь, по мнению Попино, ясно, что, расширяя спектр предоставляемых льгот, правительство на самом деле замещало семью. Взять хотя бы социальное обеспечение детей: шведское правительство имеет в своем распоряжении общественные центры дошкольного воспитания, укомплектованные профессиональными кадрами и доступные родителям с разными доходами. Однако в то же самое время правительство не оказывает никакой финансовой помощи тем родителям, которые хотят растить детей дома. Иными словами, предоставляемые льготы играют роль стимулов, побуждающих людей отдавать на откуп государству то, что в прежние времена члены семьи делали для себя сами. Но если шведская модель государства позволила решить множество социальных проблем, стоит ли вообще волноваться по поводу разрушения семьи? По мнению Попино, стоит. По двум причинам. Во-первых, на исполнение всех этих «семейных функций» правительству требуется много денег, в результате чего в Швеции самые высокие в мире налоги.

Во-вторых, способны ли оплачиваемые правительством служащие больших детских учреждений дать детям ту любовь и то ощущение душевного комфорта, которые предоставляют родители? Это маловероятно, говорит Попино, подчеркивая, что небольшие группы тесно связанных друг с другом людей справляются с некоторыми чисто гуманитарными задачами лучше, чем крупные организации.

Вывод, к которому пришел автор, очевиден: в том, что касается делегирования семейных полномочий государству, шведы зашли слишком далеко. Но одновременно он задает вопрос: а достаточно ли далеко в этом направлении продвинулись американцы? После рождения ребенка швед вправе рассчитывать на отпуск продолжительностью до 1,5 лет, при этом за ним сохраняется 90% среднего заработка. В США согласно Закону о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам работающий человек может рассчитывать только на 90-дневный неоплаченный отпуск по уходу за новорожденным ребенком или больным членом семьи. Должно ли наше общество последовать примеру шведов? Станут ли семьи прочнее или, наоборот, семейные узы ослабнут, если появится надежда, что государство поможет работающим родителям растить детей?

Запишите:

Таким образом, внутренние связи в семье рассматриваются через призму понятий, которые характеризуют её как малую группу. Внешние связи семьи с обществом характеризуют её как социальный институт.

В настоящее время преобладают исследования семьи как группы, а не института.