logo search
Kirik_T_A_Virtualnaya_realnost_i_ee_ontologi

Введение

При определенных обстоятельствах можно изобрести игру, в которую никто никогда не играл.А возможно ли такое: изобрести игру, в которую никто никогда не играл, при том, что человечество никогда не играло ни в какие игры?

Л.Витгенштейн

В последней четверти 20 века в социокультурном мире появилось нечто принципиально новое, понятийным коррелятом которого стало словосочетание «виртуальная реальность». Значимость этого нового оказалась настолько велика, что под определенным его влиянием начали происходить глобальные социокультурные изменения.

Термины «виртуальное», «виртуальность», «виртуальная реальность» получили чрезвычайное распространение и обыденном языке, и в философской, культурологической, политической и другой литературе. Они используются, когда речь идет о новых информационных технологиях, о различных нематериальных феноменах (структурах), феноменах, связанных с сознанием человека, как синоним воображаемого, возможного и т.д.

Возникает множество вопросов: Что же такое виртуальная реальность? Виртуальная реальность является принципиально новым феноменом социокультурного пространства или же нет? Какова роль и место человека в этой реальности? Как феномен виртуальной реальности может повлиять на культуру и человека? И так далее.

Однако представления о виртуальном, виртуальной реальности все же по большей части остаются именно представлениями, интуициями, красивыми метафорами. Также возникает парадоксальная ситуация, когда свойства, наиболее заметные у виртуальной реальности в ее «компьютерном» понимании, соотносятся с другими видами реальностей и обнаруживается, что и там они присутствуют - в полном объеме или частично. Точнее говоря, эти свойства «переоткрываются», потому что они так или иначе были описаны давно. Одним из следствий такого «переоткрытия» стал широко обсуждаемый в настоящее время тезис о том, что все реальности виртуальны. Обозначение же как виртуальная реальность «вообще всего» ведет к тому, что утрачивается сам смысл существования этого понятия, его познавательное значение.

В то же время феномен виртуальной реальности остается в полной мере не проясненным, неопределенным, более того, оказывается неизмеримо сложнее, чем представлялось первоначально.

С другой стороны, компьютерные виртуальные реальности, хотя и являются весьма популярной темой философских, культурологических, других научных исследований, требуют не только выяснения, «хорошо это или плохо», но и тщательного онтологического анализа и типологизации.

Таким образом, философское исследование специфики виртуальной реальности обусловлено необходимостью, с одной стороны, определения грани между виртуальными реальностями и феноменами, онтологически сходными с ними, с другой – выяснения сущностных характеристик виртуальных реальностей, особенностей их онтологии, генезиса, взаимодействия с человеком.

В работе мы попытались дать вариант решения этих проблем, кроме того, построили типологию виртуальных реальностей, однако основная идея, которую мы хотим донести до читателя, заключается в том, что виртуальная реальность органично вырастает из культуры, хотя проявляет себя отчетливо, как особый феномен, только с появлением субстрата - компьютерной техники.