3 Человек, индивид, личность.
Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность». Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности. Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.
- Ответы по обществознанию
- 1 Понятие общества. Сферы общественной жизни.
- 2 Рыночные отношения в современной экономике.
- 3 Человек, индивид, личность.
- 4 Человеческая деятельность, ее многообразие.
- 5 Россия на пути к рыночной экономике.
- 6 Деятельность и общение.
- 7 Государство и экономика.
- 8 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- 9 Человек в системе рыночных отношений.
- 10 Познание. Истина и ее критерии.
- 11 Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
- 12 Научное познание. Значение научной теории.
- 13 Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
- 14 Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
- 15 Социальный статус личности, социальные роли личности.
- 16 Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.
- 17 Государство, его признаки.
- 18 Духовное производство и духовное потребление.
- 19 Политическая система общества, ее структура.
- 20 Трудовая деятельность человека.
- 21 Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации.
- 22 Свобода в деятельности человека.
- 23 Правовое государство.
- 24 Исторический процесс и его участники.
- 25 Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
- 26 Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
- 27 Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
- 28 Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
- 29 Политический статус личности.
- 30 Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
- 31 Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм.
- 32 Цивилизации и формации.
- 33 Образование и его роль в развитии общества.
- 34 Традиционное и индустриальное общество.
- 35 Наука и общество
- 36 Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- 37 Духовный мир личности. Мировоззрение.
- 38 Общество и научно-технический прогресс.
- 39 Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- 40 Целостность современного мира, их противоречия.
- 41 Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.