39 Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица является система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями. Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских мыслителей XVII—XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. Она исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них. Но есть и другой аспект проблемы: с точки зрения сохранения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. При последовательно проведенном принципе разделения властей законодательная власть вверяется высшему представительному органу — парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители — депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается, таким образом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти. Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Но принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти. Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. При такой организации власти избранные народом представители получают не только монопольное право на законодательство, но и реальные рычаги контроля за органами исполнительной власти. Выборы парламента должны обеспечить всем гражданам, имеющим право голоса, равные возможности в избрании своих представителей. Избранные в высший законодательный орган депутаты образуют фракции (объединения депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной политики), профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации, депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат). Власть парламента велика, но не безгранична. Установлению парламентской диктатуры препятствуют такие институты системы разделения властей, как право вето у главы государства на законопроекты, принятые парламентом, право роспуска парламента, возможность признания закона неконституционным и его отмена решением Конституционного Суда. Парламентом России является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты заседают раздельно. Предметы их ведения различны. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран имеющий право участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года. Депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе. Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ, назначает выборы Президента РФ, назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает на должность Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию и др. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Затем они передаются на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Закон вступает в действие после его подписания Президентом РФ.
- Ответы по обществознанию
- 1 Понятие общества. Сферы общественной жизни.
- 2 Рыночные отношения в современной экономике.
- 3 Человек, индивид, личность.
- 4 Человеческая деятельность, ее многообразие.
- 5 Россия на пути к рыночной экономике.
- 6 Деятельность и общение.
- 7 Государство и экономика.
- 8 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- 9 Человек в системе рыночных отношений.
- 10 Познание. Истина и ее критерии.
- 11 Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
- 12 Научное познание. Значение научной теории.
- 13 Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
- 14 Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
- 15 Социальный статус личности, социальные роли личности.
- 16 Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.
- 17 Государство, его признаки.
- 18 Духовное производство и духовное потребление.
- 19 Политическая система общества, ее структура.
- 20 Трудовая деятельность человека.
- 21 Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации.
- 22 Свобода в деятельности человека.
- 23 Правовое государство.
- 24 Исторический процесс и его участники.
- 25 Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
- 26 Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
- 27 Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
- 28 Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
- 29 Политический статус личности.
- 30 Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
- 31 Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм.
- 32 Цивилизации и формации.
- 33 Образование и его роль в развитии общества.
- 34 Традиционное и индустриальное общество.
- 35 Наука и общество
- 36 Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- 37 Духовный мир личности. Мировоззрение.
- 38 Общество и научно-технический прогресс.
- 39 Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- 40 Целостность современного мира, их противоречия.
- 41 Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.