Человек, индивид, личность. Социализация личности.
Человек – существо биологического вида.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Интеллект.
Задатки - природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
Гениальность - высшая степень развития таланта.
Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
На него оказывают влияние:
- наследственность
- социальная среда
- самовоспитание
Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента: ( Гиппократ)
холерик (желтая желчь)
флегматик (лимфа)
сангвиник (кровь)
меланхолик ( черная желчь)
Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Аномальная (патологическая) личность.
Асоциальная личность.
Три подхода к трактовке личности:
антропологический ( Фейербах)-личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.
Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже)- личность как объект и продукт социальных отношений.
Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Факторы, влияющие на формирование личности:
генетический
индивидуальный опыт человека
социальное окружение
культурная среда
Личность
- имеет активную жизненную позицию
- имеет систему ценностей
- воздействует на развитие других людей.
Этапы становления личности:
адаптация- усвоение действующих в обществе норм, приспособление
индивидуализация
интеграция
Типы личности:
социабельная (легко идущая на контакты)
эскейпик
нигилист
реакционер
реформатор
революционер
Черты личности:
устойчивые
а) направленность
- общественная
-эгоистическая
-деловая (художник рисует картину, так как ему нравится сам процесс)
б) жизненные установки
-когнитивные (знания)
-эмоциональные
-поведенческие (готовность к осуществлению деятельности)
в) убеждения
изменчивые
а) поведение
б) настроение
в) эмоции
г) жизненный опыт
Немаловажный фактор формирования личности – социальная среда. Рассмотрим подробнее. Социальные отношения – это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Агенты социализации.
Смысл жизни - наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели.
- здоровье
- самореализация
- материальная обеспеченность
- социальный статус
- личностные отношения
Концепции смысла жизни:
Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.
Гедонизм – жизнь – наслаждение
Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.
Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.
Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.
Фрустация - безразличие, подавленность, связанные с препятствиями к достижению цели.
Человеческая деятельность.
Деятельность- форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Субъект- тот, кто осуществляет деятельность
Объект – тот, на кого направлена деятельность.
Субъект и объект могут совпадать.
Структура деятельности:
Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.
Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
Действия - конкретные шаги для достижения цели.
Виды действий по Веберу:
1. целерациональные - в основе продуманная цель
2. ценностнорациональные - принципы и убеждения
3. аффективные - эмоциональное состояние
4. традиционные - привычка
Мотив- побуждение к деятельности.
Мотивами деятельности являются:
1.Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Группы потребностей.
2. Социальные установки - предрасположенность действовать определенным образом (семьянин)
3. Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы
4. Интерес- отношение человека к предметам и явлениям действительности.
- Человек, индивид, личность. Социализация личности.
- Общение.
- Проблема познаваемости мира. Понятие, виды познания.
- Общество как сложная система.
- Духовная культура личности и общества.
- Религия как феномен культуры.
- Экономика как наука и хозяйство.
- Роль государства в экономике. Государственный бюджет.
- Понятие ввп и его структура.
- Спрос на труд и его факторы. Понятие безработицы.
- Социальная стратификация.
- Социальный контроль. Социальные нормы и санкции.
- Особенности социальной стратификации в современной России. Этнические общности.
- Понятие власти. Типы власти.
- Государство как политический институт.
- Гражданское общество и правовое государство.
- Право в системе социальных норм. Формы права.
- Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Гражданское право и гражданские правоотношения.
- Трудовое право и трудовые правоотношения.