1 Развитие социальных знаний в Древнем мире
Знания об обществе ведут свой отсчет издревле Попытки иметь представление об обществе проявлялись уже в первобытных культурах в форме мифологических и религиозных верований Древние цивилизации К Китая, Индии, Египта, Греции и Рима оставили многочисленные памятники достаточно развитых философских концепций, где миропонимания не ограничивалось только прикладным средой, а распространялось и на социальную с Феру деятельности людей Для примера можно назвать и древнеиндийские Веды, этико-политические учения Конфуция, теории государства и политики Платона, протосоциологични и этические взгляды Аристотеля, Эпикура, Лу креция Кара да и ін.
Древнейшей формой отображения и объяснения мира, природы и человека была мифология - (от греческого mitnos - старинная легенда, рассказ, logos - слово, учение) Существует около 500 способов определения м мифа: и как религиозное представление, и как примитивный мировоззрение человека, фантастическое отражение мира Самые известные среди них - Веда, Илиада, Одиссея, так называемые эпосы - первые формы социального знания Сказав это Медь о прошлом, воссоздает картину народной жизни, идеалы, нормы, стремление С течением времени, с развитием философии, математических знаний, мифология и эпос заменяется точным описанием прошлых событий - ист оричною хроникой или историей дальнейшем: с развитием науки, примитивного производства, переходом к рабовладельческого общества, развитием классовой структуры общества, товарно-денежных отношений, торг ивли, армии, потребностью в разнообразной и полной информации, - все это влияет на формирование и развитие знаний о обществьство.
Именно тогда первые эмпирические обследования проводились в Вавилоне, Египте, Китае на основе изучения системы переписей налогов, население Уже чувствовалась зависимость первых обследований от математического зн ния, наблюдалась трансформация удовлетворения практических потребностей на внутренние познавательные потребности Так возникало научное самопознаниеня.
Практические (прикладные) и познавательные потребности обусловили появление описания и фиксации событий прошлого, современного их осмысления, оценки и анализа Возникают и развиваются принципы систематизации и описания исторических событий, развитие историографии; зарождается новая форма описания действительности - история Первая так называемая школа логографов в форме отражение общества отошла от мифологизму Приобретали ро свитка и актуальности достоверность исторического материала и использования документальных источников, что привело к возникновению истории как наукуки.
Одним из первых историков был греческий мыслитель Полибий (200 - 120 г до н э), автор труда \"Всемирная история\", который рассматривал исторические процессы во взаимосвязи, применял систематичность описания я, письменное фиксирование и хронологическое воспроизведение событий Уже тогда и философы пытались объяснить суть общества Античные философы, историки, мыслители понимали разделение бытия человека на природную и общественныхільне.
- 1 Развитие социальных знаний в Древнем мире
- 2. Взгляды на общество Демокрита, Платона, Аристотеля
- 3. Развитие социальных знаний об обществе в эпоху Средневековья.
- 4. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
- 5. Социальные знания и исследования в XVII-XVIII вв.
- 7. Мировые социально-экономические и другие предпосылки возникновения социологии как науки
- 8. Зарождение и развитие эмпирических социальных исследований в досоциологический период: основные направления и представители.
- 10. Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии.
- 15. Теория циркуляции элит