16. Роль мифа в возникновении и развитии культуры
Этимология слова «миф» восходит к Древней Греции, и дословно означает «предание» или «сказание». В мифе проявляется наиболее древняя система ценностей. Среди ценностей главное место отводится чувственному (иррациональному) познанию мира.
Для мифа характерны:
Процесс очеловечивания и персонификации явлений окружающего мира, что, в свою очередь, сводит к определённым человеческим представлениям.
Миф это не знания, а представления о мире, коллективные представления о коллективной жизни.
В мифах объединились зачатки знаний и религиозных верований.
Основная функция мифов – передача традиций и обрядов определённого народа.
Среди мифов принято выделять:
Космогонические мифы – мифы о происхождении мифа и вселенной. Как правило, делятся на 2 подвида:
Мифы развития.
Мифы творения.
Антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества.
Мифы о культурных героях – повествуют об особенностях освоения человеком различных ремёсел.
Эсхатологические мифы – мифы, повествующие о конце света и конце времён.
Особенности мифов и мифологического сознания:
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии.
В мифе нет абстрактных понятий.
Миф живёт в своём особенном времени, к которому не применимо человеческое восприятие времени.
Миф «мыслит» символами.
Миф мыслит образами, эмоциями и объясняет мир, исходя из определенной веры.
Роль мифов в истории культуры:
Объясняли мир, природу, общество и человека.
Устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущим.
Миф является каналом, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага.
Миф выражает свои взгляды в форме конкретных живых героев, или символов.
Миф не стремится к доказательству истинности содержащихся в нём положений, а оперирует результатами наблюдений людей.
- 1.Предмет к-гии и её роль в современном обществе
- 2.Место к-гии в системе гуманитарных знаний
- 4. Диффузионистское направление изучения культуры
- 5.Концепции цикл. Развития к-ры и цивилизации
- 6. Психоаналитические концепции в изучении культур
- 7.Игровая концепция культуры
- 8.Понятие к-ры.Осн. Подходы к изучению к-ры
- «Воспитание, образование и развитие».
- 9.Осн.Содержание и функции к-ры
- 10.Структура культуры
- 11.Понятие этнической и национальной к-ры
- 12.Социодинамика к-ры:традиции и новации в развитии к-ры
- 13.Элитарная и массовая к-ра
- 14.Современные субкультуры.Понятие контрк-ры и маргинальной к-ры
- 15.Культура и природа.Экологические проблемы современной цивилизации
- 16. Роль мифа в возникновении и развитии культуры
- 17.Религия и к-ра
- 18. Культура и личность.Культурная мотивация поведения личности
- 19.Ценности,нормы и идеалы как духовные составляющие к-ры
- 20.Моральность и культура.Моральная культура личности как ценностная система
- 21.Язык как ядро к-ры.Функции языка в к-ре
- 22.Искусство как сфера к-ры:виды и ф-ции ис-ва
- 35.Античный тип к-ры.Общ.Хар-ка
- 37.Крестианский тип к-ры