6. Психоаналитические концепции в изучении культур
Как направление, психоанализ появился в начале 20ого века.
Основные представители:
З. Фрейд.
Считал, что каждый человек, как и культура в целом, обладает определённым набором неврозов. Фундаментальным положением теории Фрейда является энергия влечения, и когда эту энергию некуда деть в «культурных» проявлениях, начинаются проблемы от её накопления.
Так же есть интересная идея о 3ступенчатой структуре личности:
«Оно» - бессознательное, инстинктивное. Глубинный слой.
«Сверх Я» («Супер Эго») – сфера долженствования, моральная цензура, выступающие от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре. Всё то, что формирует наше отношение к жизни. Фильтрует бессознательное на степень «угодности этому обществу».
«Я» («Это») – сфера сознательного, посредник между бессознательными явлениями и окружающей действительностью. Модели и нормы поведения, к которым приучает жизнь.
К.Г. Юнг.
Работал сообща с Фрейдом, но впоследствии разругался с ним.
Основные темы концепции Юнга:
Проблемы соотношения мышления и культуры – выделял 2 типа мышления: «экстраверты», «интроверты». В соотвествии с ними он выделил «западную» и «восточную» культуры, которые имеют свои типы мышления.
Пути развития культур на Западе и Востоке.
Роль биологически унаследованного и культурно-исторического жизненного опыта – именно при исследовании, Юнг выделяет «коллективное бессознательное» - это совокупность образов, которые являются пережитками бытия и действенным способом определяют жизнь.
Анализ мистических явлений в жизни человека.
Эрих Фром.
Его основная идея: «Культура начинается там, где заканчивается природное, и коренится в специфике человеческого существования, а так же в отношениях человека к миру». Так же выдвигает понятие «социального характера» - связующее звено между индивидуумом и культурой.
Выделял:
Система «А», «жизнеутверждающее общество» - культурные элементы направлены на развитие и сохранение жизни человека во всех сферах. Агрессия малоактивна, основа в коллективизме.
Система «В», «не деструктивное, но всё же агрессивное общество» - характеризуется ярким индивидуализмом, мужская агрессия, эгоизм, недоверие, но всё же нет саморазрушения.
Система «С», «деструктивное общество» - разрушительное действие и агрессия проявляются не только внутри, но и на другие культуры. Характерен депрессивный тип поведения. Всё частное.
Современную индустриальную культуру 2ой половины 20ого века Фром считал обществом тотального отчуждения породившим рыночный тип социального характера (эффект постоянной «торговли эмоциями»).
Фром выделяет различные типы культуры по способу отчуждения:
Накопительский – основными чертами такой культуры являются: скупость, упорство и педантизм.
Эксплуататорский – характерны процессы разрушения норм и правил культуры, перенос этой «деструкции» на другие культуры.
Пассивный.
- 1.Предмет к-гии и её роль в современном обществе
- 2.Место к-гии в системе гуманитарных знаний
- 4. Диффузионистское направление изучения культуры
- 5.Концепции цикл. Развития к-ры и цивилизации
- 6. Психоаналитические концепции в изучении культур
- 7.Игровая концепция культуры
- 8.Понятие к-ры.Осн. Подходы к изучению к-ры
- «Воспитание, образование и развитие».
- 9.Осн.Содержание и функции к-ры
- 10.Структура культуры
- 11.Понятие этнической и национальной к-ры
- 12.Социодинамика к-ры:традиции и новации в развитии к-ры
- 13.Элитарная и массовая к-ра
- 14.Современные субкультуры.Понятие контрк-ры и маргинальной к-ры
- 15.Культура и природа.Экологические проблемы современной цивилизации
- 16. Роль мифа в возникновении и развитии культуры
- 17.Религия и к-ра
- 18. Культура и личность.Культурная мотивация поведения личности
- 19.Ценности,нормы и идеалы как духовные составляющие к-ры
- 20.Моральность и культура.Моральная культура личности как ценностная система
- 21.Язык как ядро к-ры.Функции языка в к-ре
- 22.Искусство как сфера к-ры:виды и ф-ции ис-ва
- 35.Античный тип к-ры.Общ.Хар-ка
- 37.Крестианский тип к-ры