20 Президент Республики Беларусь - гарант формирования и реализации идеологической политики государства
Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
Термин "президент" с переводе с латинского языка означает "сидящий впереди". Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании термин "президент" начал потребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден институт президентства в США.
Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию.
Задуманный первоначально как глава исполнительной власти президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. Сегодня президентство - неотъемлемый элемент мировой политической практики.
143 страны, из них 140 - члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства.
Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает, прежде всего, из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.
В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка "имплантации" поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института.
Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе общества, связанные с ликвидацией командно-административной системы и отказом КПСС от руководящей роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.
Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельности ослабило исполнительную власть, что привело к серьезным недостаткам в реализации принимаемых решений. Президент был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений.
В-третьих, за многие годы Советской власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что привело к безответственности, ошибкам и злоупотреблениям. Появилась необходимость индивидуализировать социальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства.
Введение поста Президента в нашей стране было обусловлено и тем обстоятельством, что главой государства может быть либо монарх, либо президент. В силу того, что Беларусь является именно республикой, главой государства стал, естественно, Президент.
К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему и близких по территории и численности к Беларуси, показывает, что выход из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений.
Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси она выявила крайне низкую дееспособность. Партийная система находилась и продолжает "сходиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишь предпартии с 2-3 известными личностями.
На сильную личность ориентирован и менталитет белорусского народа. Если раньше первым лицом в государстве был Первый секретарь ЦК КПБ, Председатель Верховного Совета, то сейчас им может быть только Президент.
Согласно Конституции 1994 года Президент Беларуси являлся Главой государства и главой исполнительной власти, но в отличие от США деятельностью правительства руководил Премьер-министр. Правительство несло двойную ответственность - перед Президентом и перед парламентом. Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако, как и в России, на политическом Олимпе к первенству стремился парламент.
При выборе модели президентства в Беларуси решающее значение имело то обстоятельство, что пост Президента учреждался под конкретную личность - В.Ф. Кебича, который являлся главой правительства. Институт президентства был призван только легитимизировать его политико-правовой статус, а не стать ведущим государственным органом.
Конституцией не устанавливался действенный правовой механизм взаимодействия Президента с другими властными структурами. В номенклатурной системе сохранялись свои, во многом унаследованные от прошлого механизмы, позволявшие государственной машине работать на "старых оборотах". Избрание Президентом Беларуси А.Г. Лукашенко - человека из другой "среды" - закономерно привело к выявлению заложенных в Конституции недоработок и противоречий. Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. Однако использование опыта западных демократий не привело к осознанию назначения и функций президентства политической элитой и значительной частью общества. Институт президентства в качестве легитимизации политико-правового статуса воспринимался правящей номенклатурой как ведущий государственный орган.
Концепция президентской власти на этом этапе была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала Верховному Совету, что свидетельствовало о приверженности принципам "социалистической" демократии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательного собрания.
Положение усугубила сложная политическая обстановка, возникшая вследствие конкуренции, разгоревшейся между политическими лидерами того времени. После поражения В. Кебича на президентских выборах началось открытое противостояние законодательной и исполнительной властей, что нашло свое выражение в игнорировании многих президентских инициатив.
К сожалению, Конституция в большей мере только декларировала принцип разделения властей. Соотношение же полномочий властей было достаточно несбалансированным, не был создан и механизм разрешения противоречий между ними. Президент не обладал правом роспуска Парламента, а Парламент не имел возможности воздействовать на деятельность правительства, если не считать права ставить вопрос о досрочном отстранении от должности отдельных членов Кабинета Министров. При таком положении дел разделение властей стало перерастать в их противостояние. С целью его разрешения А.Г. Лукашенко обратился к народу как высшему источнику государственной власти. Президент выступил инициатором проведения Республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, что позволило избежать развития событий по печально известному российскому сценарию.
На ноябрьский референдум 1996 года были представлены Президентом и Парламентом (фракциями аграриев и коммунистов) два проекта новой редакции Конституции, которые носили взаимоисключающий характер. В первом варианте предусматривалось реформирование всей системы государственной власти с доминирующим положением президента, в другом - упразднение поста Президента и функционирование государственного механизма в условиях верховенства законодательного органа. Проект депутатов был практическим возвращением к устаревшей системе доминирования Верховного Совета и в случае принятия создавал угрозу для формирования дееспособной государственной власти.
Во-первых, формирование государственного устройства Беларуси без института президентства не представлялось возможным, поскольку этот институт был воспринят положительно большинством граждан Беларуси, о чем свидетельствует высокая степень участия избирателей в выборах первого Президента страны: 78,97% в первом туре и 69,9% - во втором.
Во-вторых, упразднение института президентства, учрежденного этим же Парламентом всего два года назад, свидетельствовало о неуважительном отношении парламентариев к высшему нормативному акту государства - Конституции. Такие "революционные" изменения Основного Закона на протяжении мизерного отрезка времени не имели под собой логических оснований, а были продиктованы желанием депутатов разрешить конфликт в свою пользу.
И, наконец, согласно депутатскому проекту Парламент становился безраздельным монополистом всей государственной власти: назначал и увольнял судей высших судебных инстанций; принимал Конституцию и вносил в нее изменения; принимал законы и сам их регулировал; имел право выразить вотум недоверия правительству на любом основании.
"Содержание депутатского проекта свидетельствовало о концентрации полномочий у законодательного собрания, вопреки даже практике политической жизни республики до введения института президентства, когда Верховный Совет вынужден был делегировать часть полномочий Совету Министров". Принятие парламентского варианта привело бы к смещению баланса сил в государстве в пользу Парламента, к превращению его, по отчеству, в единый и бесконтрольный орган государственной власти. Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами Главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом, что отражает мировую тенденцию второй половины XX века. Законодательная власть более не находится в привилегированном положении, она приобрела более цивилизованную форму функционирования, что означает окончательный отказ от советской модели высших органов государственной власти.
Как считает белорусский автор А.Г. Тиковенко, "новая редакция Конституции 1996 года существенно обогатила теорию и практику разделения властей, значительно укрепила их самостоятельность и авторитет, а также основы конституционного строя. В результате юридически оформилась еще одна ветвь власти - президентская, охранительная, арбитражная по своей сути, лидирующая - по своей направленности".
Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом Республики Беларусь
Президент Беларуси более не является главой исполнительной власти, он - Глава государства. Наделение Президента титулом главы государства вытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости государственного механизма, преемственности и стабильности в работе государственных органов. Президент представляет Беларусь внутри страны и в международных отношениях, его акты не нуждаются в контрассигнации.
Президент занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент выступает арбитром между различными политическими силами (Президент - беспартийный), что способствует разрешению споров между ними.
Вместе с тем он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. При рассмотрении наиболее важных вопросов государственной жизни Президент председательствует на заседаниях правительства и вправе отменить постановления и распоряжения правительства, противоречащие Конституции, закону или указу Президента.
Глава государства не только определяет структуру правительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти. Так, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана "исполнительная вертикаль". Глава государства определяет - целесообразность принятия того или иного решения, а также устанавливает порядок взаимодействия правительства с республиканскими органами государственного управления.
Президент страны обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, в первую очередь, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В настоящее время ряд Министерств и ведомств (Таможенный комитет. Министерство обороны) подведомственны как Премьер-министру, так и Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией. Практика показывает, что в указах Президента нередко встречаются положения, определяющие то или иное конкретное направление деятельности правительства, причем в ряде случаев на длительный срок.
Президент Беларуси издает декреты, имеющие силу закона. Целесообразность наделения Главы государства таким правом основывается на том, что принятие закона представляет собой процесс, достаточно растянутый во времени. А часто возникают ситуации, разрешение которых предполагает незамедлительное действие, в связи с чем, лицо, призванное управлять государством, должно иметь возможность принятия решений, обладающих силой закона. Такой подход характерен для правовой системы многих западных стран.
Конституция Республики Беларусь предусматривает два вида декретов.
Первый - это временные декреты, издаваемые Президентом по собственной инициативе или по предложению правительства в силу особой необходимости и представленные в трехдневный срок для последующего рассмотрения палатами парламента. Возможность действия временного декрета самостоятельно как нормативного акта высшей юридической силы без придания формы закона до рассмотрения его парламентом является своего рода гарантией осуществления Главой государства своей деятельности по оперативному управлению государством. В то же время Закон "О Президенте Республики Беларусь" определяет круг вопросов, по которым временный декрет не может быть издан.
Второй вид составляют декреты, издаваемые на основании закона, принятого по предложению Президента Парламентом, который делегирует главе государства законодательные полномочия на определенный срок и по определенному предмету регулирования. При этом законодательный орган определяет срок и границы полномочий, круг вопросов, по которым Президент наделяется этим правом.
Нормативные акты Главы белорусского государства (указы и декреты) направлены на формирование социально ориентированной экономики, повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования, укрепление правовой базы и, в целом, на развитие белорусской государственности.
Наделение Президента Республики Беларусь рядом полномочий во всех сферах государственного управления привело к формированию в республике особого института президентской власти. Президент Республики Беларусь призван в рамках своих задач объединять все власти, способствовать их согласованному и эффективному функционированию. В Беларуси посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и существа.
Конституция Республики Беларусь уходит от прямого закрепления юридической природы президентских полномочий с точки зрения разделения властей. Они не вписываются в классическую триаду властей и не включены каким-либо образом в структуру одной из них, а выделены в отдельную главу, с которой начинается изложение полномочий основных органов государственной власти. В этом заключается главная отличительная черта белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей.
Президентские полномочия достаточно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата. На этом основании в научной литературе получило определенное признание представление о президентской власти в контексте полупрезидентской республики как о четвертой власти.
Следует отметить, что идея о необходимости конституциирования четвертой ветви власти не нова. В 18 веке учёными было разработано учение о четырех властях с целью пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции сводится к тому, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая бы заботилась о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.
Нынешнее представление об институте президентства как о новой ветви власти, по сути, вариация учения о четырех властях, модифицированная к республиканской форме правления. При этом происходит специфическая интерпретация разделения властей, т.е. вынесение института президентства за рамки привычной триады властей, придание ему "вневластного" статуса.
Наделение Президента таким статусом и объемом полномочий необходимо для осуществления им функций, возложенных Конституцией (реализация основных направлений внутренней и внешней политики; защита суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности; поддержка стабильности в государстве, гражданского мира). Это также обусловлено необходимостью обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления государственными делами, согласованного функционирования ветвей власти.
Однако его деятельность не бесконтрольна. В Конституции Беларуси закреплена система сдержек и противовесов. Так, назначения на ключевые государственные посты производятся с согласия Парламента, а нормотворческая деятельность Главы государства может быть проверена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.
Институционализированная президентская власть имеет свое структурно-функциональное назначение в государственном механизме Республики Беларусь. Можно выделить следующие функции, которые президентская власть выполняет в политической системе общества.
Во-первых, гарантийная функция. Президент - гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпринимает все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.
Во-вторых, арбитражно-интегративная функция, которая вытекает из "вневластного" характера президентской власти. Конституция стремится поставить Президента над ветвями власти, над другими государственными институтами не в качестве лица, сосредоточившего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними.
Наличие такой функции в системе государственной власти объясняется логикой ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также необходимостью их согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства. Невозможно представить функционирование современной государственности на основе принципа разделения властей без авторитетного арбитра, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность, без хранителя основ конституционного строя, существующих ценностей общества, который не только олицетворяет единство народа и государства внутри страны и вовне, но и обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.
Президент координирует действия государственных органов, использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между ними. В случае недостижения согласованного решения он может передать рассмотрение дела на разрешение соответствующего суда.
Конституция Беларуси наделяет Президента правом вмешиваться в рассмотрение законопроектов палатами Парламента в случае непринятия ими согласительного текста законопроекта. В данной ситуации президент вправе потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения.
Одной из форм реализации арбитражно-интегративной функции является обращение Президента к избирательному корпусу посредством вынесения вопроса на референдум или досрочного роспуска Парламента, что позволяет цивилизованным путем разрешать конфликты между властями, возникающие на основе двойной демократической легитимности.
В-третьих, контрольная функция. Президентская власть наделена рядом контрольных полномочий, принадлежащих Президенту по Конституции или установленных им фактически. В отношении исполнительной власти это достигается посредством отчетности правительства перед Президентом, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, отмены нормативных актов правительства. В отношении Парламента и суда - это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции Республики Беларусь. Все это свидетельствует об определенном фактическом контроле Главы государства в отношении законодательного органа. Мировой опыт показывает, что сильная президентская власть - атрибут практически всех (за малым исключением) переходных обществ. Это признают западные ученые и государствоведы.
Считается, что сильный президент - это единственный в своем роде руководитель, который может принести государству наибольшую пользу, и можно предположить, что для стран Восточной Европы и бывшего СССР наличие сильного президента является условием для проведения необходимых реформ.
Институт президентства в Беларуси является ведущим органом государственной власти, а Президент - не только юридическим, но и фактическим лидером белорусского государства, который пользуется огромной поддержкой населения страны. Подтверждением данного постулата является небывалая активность белорусских избирателей на президентских выборах 2001 года - в голосовании приняли участие 6169087 человек, или 83,86% от числа включенных в списки: за А. Лукашенко было подано 4666680 голосов, или 75,65% от принявших участие в голосовании; за В. Гончарика - 965261 голос, или 15,65%; за С. Гайдукевича - 153199 голосов, или 2,48%.
Сегодня белорусское общество в целом осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для построения правового государства и демократического общества, создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности.
В новом тысячелетии, когда обострились многие проблемы глобального характера, становится очевидным, что общий для современной цивилизации кризис - экологический, экономический, демографический, общественно-политический - в своей основе имеет один корень, относящийся к человеку, его духовным ценностям, его нравственности.
Уже не секрет, что основным условием мощи и стабильности любого государства выступает сплоченное общество, опирающееся на свои духовные ценности и вековые традиции. Как отметил руководитель белорусского государства А.Г. Лукашенко, "общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан".
Достигнуть этого можно лишь при наличии единых общественно-политических идеалов, базирующихся на религии и морали, исторических и этических традициях, чувстве национальной гордости, уважительном отношении к государству и индивиду. Формирование этих черт национального характера является основной задачей современной идеологии.
Любое государство, любая политическая система всегда ориентируются на достижение определенных целей, которые облекаются в соответствующие правовые, теоретические, идеологические формы. От них напрямую зависит политический процесс. Государство, лишенное целей и не определившее слагаемых их обеспечения, беззащитно. Ему могут быть навязаны любые, даже губительные для него перемены.
По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, "государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства - то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным".
Попытки существования государства без идеологии неминуемо приводят к ослаблению механизма государственного управления, обострению социально-экономических отношений и упадку духовно-нравственных ценностей в обществе.
А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов "О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию" отметил: "Государственная идеология - это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития".
Идеология государства, которую белорусский лидер считает "краеугольным камнем в государственном строительстве", - это национальная объединительная и мобилизующая идея. Ее главной задачей является воздействие посредством пропаганды национальной идеи на сознание людей, с тем, чтобы проживающее на территории государства население осознавало себя как единое общественное целое в государственно-политическом, территориальном, экономическом, культурно-историческом и духовно-нравственном планах. Идеология государства позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания.
От того, насколько народ, социальные и религиозные группы общества, простые граждане будут отождествлять интересы своей индивидуальной и коллективной самореализации с интересами общественного развития, зависит их проявление в качестве членов единого общества, эффективное и динамичное развитие социума в целом.
Инициатором создания в Беларуси идеологии белорусского государства, которая призвана усилить социально-политическую консолидацию нашего общества, стать общенациональной силой, способной еще крепче сплотить граждан страны в единый белорусский народ, выступил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
По мнению Главы государства, выстраивая свои идеологические приоритеты, следует учитывать как опыт прошлых веков, так и все то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом необходимо четко осознать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество исходя из конъюнктурных соображений, подчинять общество корыстным потребностям отдельных личностей или социальных групп. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию.
Идеология должна быть эффективной, выработанной в соответствии с потребностями общества и государства, глубоко проникать в сознание людей, быть непосредственно завязанной на "национальной почве".
Идеология белорусского государства официально сформулирована в Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принципов является на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти.
Статья 1 Конституции определяет статус Республики Беларусь как "унитарного демократического социально-правового государства". В этой емкой формулировке заключены важнейшие идеологические приоритеты Беларуси:
национальная солидарность - единодушие, сплоченность и общность интересов национальностей, проживающих совместно на территории Республики Беларусь;
народовластие - наличие политического плюрализма, развитого гражданского общества (сильные профсоюзы и молодежное движение), функционирование системы местного самоуправления (сильные Советы. Проведение референдумов и Всенародных собраний);
социальная справедливость - гарантированность каждому человеку достойного уровня жизни;
верховенство права - принятие и действие демократической Конституции, реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, утверждение принципа разделения властей, независимость судебной власти.
Белорусскими идеологами сформулированы такие понятия как
Национальная идея - доминирующее в национальном сознании представление, которым данный народ, выражает смысл своего исторического существования, а также система взглядов, основанная на принципах общности нации и приоритета её интересов в различных сферах общества.
Национальная идеология - достижение согласия, целостного консенсуса нашего общества.
Национальная белорусская идея - воплощает историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности, благосостоянию, сохранению белорусской науки, языка и белорусского государства. Её суть - в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия, его национальной идентичности и самости, человеческих истоках исторического предназначения его существования, особенностях его национального характера.
Идеология белорусского государства выражает представление о белорусском государстве в системе государственных интересов, выступающих как внешние цели общественного развития, как базовые ценности, которыми руководствуются государственные органы при разработке внутренней и внешней политики.
Основная функция государственной идеологии - достижение общественного согласия по основным интересам граждан.
Базис идеологии - Конституция Республики Беларусь. Ядром идеологии является идея Отечества.
Фундаментальная цель идеологии - построение сильной демократической процветающей Беларуси.
Идеология белорусского государства представляет упорядоченную совокупность идеалов, ценностей и концепции которые служат обоснованию белорусского пути развития.
Идеологическая доктрина - мировоззренческая основа идеологии белорусского государства. Формой существования нашей государственной доктрины является национальная идея.
Правовая основа - Конституция Республики Беларусь. Мировоззренческая основа белорусской государственной идеологии базируется на основных существующих идеологиях (марксизм, консерватизм, либерализм и социал-демократизм).
Практическое воплощение данных положений в Республике Беларусь осуществляется благодаря зонированию эффективной президентской власти, которая выступает главной особенностью белорусской модели развития. Президент Республики Беларусь, избираемый всенародным голосованием, олицетворяет собой национальное руководство, символизирует единство нации, выступает наиболее видным национальным лидером. Президент не имеет политических пристрастий (не является членом политической партии) и поэтому представляет интересы всей нации. Неоднократно А.Г. Лукашенко высказывался против идеи создания так называемой партии власти, тем самым, подчеркивая свою приверженность общенациональным интересам.
Президент является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Сильный институт президентства в нашей стране обеспечивает незыблемость Основного Закона, его неукоснительное исполнение всеми субъектами политической системы общества, и, в первую очередь, государственными органами.
Президент Беларуси как гарант Конституции несет ответственность за сохранение основ конституционного строя, в том числе и в экстремальных случаях, когда они находятся под угрозой. Президент обеспечивает соблюдение норм Конституции в деятельности всех органов государственной власти и военного руководства. Обращает на себя внимание и то, что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя. Глава государства обеспечивает политическую и экономическую стабильность страны, цементирует белорусское общество, одновременно способствуя становлению таких основных демократических институтов, как: многопартийность, свободомыслие, равные возможности каждого гражданина принимать активное участие в решении государственных дел.
Большое внимание со стороны руководства страны уделяется формированию системообразующей структуры общества в Беларуси, основу которого, составляют сильные Советы, профсоюзы и молодежные организации, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное и идеологическое строительство
Заключение
Таким образом, позиция Главы государства по решению социальных проблем находится в русле современных мировых тенденций. Красноречивое тому свидетельство - социальная направленность республиканского бюджета. Многие промышленно развитые страны гордятся тем, что их расходы на образование сравнялись с затратами на оборону. При всех трудностях Беларусь сохранила бесплатное среднее и расширила доступность высшего образования, обеспечен социальный стандарт в здравоохранении.
В республике создается "... государство, в котором на деле реализуются принципы народовластия, воплощаются общечеловеческие идеалы и нравственные ориентиры, обеспечивается преемственность национальных традиций, сохранены и приумножаются фундаментальные ценности духовной веры, семьи, коллектива".
Выступления общенационального лидера всегда являются программными, поскольку именно в них формулируются концепции, создаются идеалы белорусского общества, осуществляется сложнейший процесс целеполагания в рамках государственного управления.
35……………………………………..
Мораль
История имеет колею и обочину. Точнее, есть две истории - светская и духовная. Светская - на обочине духовных движений. Не во власти, а в кельях продвигается время, - не политиками, а пророками.
Существует важное явление духовной жизни индивида, названное в главе "Смысл", восстановлением. Высшее духовное достижение личности фиксируется в ней навечно. Личность не часто пребывает в этом состоянии, но оно остается в ее глубинной памяти, образуя самое ценное достояние. Мы возвращаемся в свою высшую точку, когда ничто нам не мешает, или в раскаянии. Более того, возврат неизбежен, ибо с ним сопряжен основной смысл и стимул существования. По этой причине нам нужен отдых - не только от трудов, но и от людей. (Столпотворение - такая же беда, как и одиночество: мы лишаемся общения; ведь наши ячейки близости имеют оптимальные размеры.) Во внешней суетной жизни индивид настоящего отдохновения не получает.
Трудно находиться в высшей точке своего нравственного состояния и постоянно спускаться в пространство обыденных ценностей. Это требует нравственной жертвы. И легче оставаться на одном уровне, на одной плоскости, цепко держась за мораль и условности мира. Собственно, здесь-то и обнаруживается настоящее назначение морали. Ее смыслы доступны; она спасает людей от постоянного переживания грехопадения, она вообще уменьшает страдания совести. Мы не "падаем" уже потому, что и так пребываем низко, а раз не "падаем", то, следовательно, меньше грешим. Впрочем, это относительно - мы просто меньше сомневаемся.
Человек вынужден подчинять себя обстоятельствам, поступая, порой, в ущерб собственным принципам. Мораль помогает совершать жертву служения мамоне. Но если бы в личности не было процесса восстановления, человечества не существовало бы. Этот процесс идет постоянно и действует, как сжатая пружина, стремящаяся распрямиться. Однако восстановление еще не содержит восхождения. Высшие смыслы привносятся извне, в идеале, - от Бога. Востребованы они могут быть только по инициативе самих людей. Поэтому успех в нравственном развитии цивилизации напрямую зависит от внимания общества к Богу. Общество возвышается своей духовной базой.
Итак: (1) Мораль мира сего уменьшает общее число переживаний падения в грех. (2) Она добивается этого путем культивирования смыслов, которые в личном смысловом геноме индивида не являются высшими. (3) Она внушает заинтересованность в пребывании на этом низком уровне - меньше падения. (4) Однако индивид тянется к своему высшему, к вершине своего личного генома. Ему приятны минуты одиноких раздумий, полезно общение с природой. Возвращаясь в среду коллектива, он невольно стремится повысить планку морали. (5) Кому удается удержаться на вершине, тому удается улучшить свой смысловой "рекорд" в общении с Учителями. (6) Но мораль не отпускает от себя далеко. Чем выше стремление индивида, тем в большей мере оно становится личным подвигом.
Уровень культивируемых моралью смыслов является главным показателем состояния общества и определяющим фактором его прогресса.
Замечание 1
Приведу пример морально оправданной пошлости: труд за деньги на ниве помощи человеку. Есть страны, где профессия врача является высокооплачиваемой. Нас уже не удивляет факт постоянного заработка на болезнях человека. Жизнь на Земле протекает за счет жизни, но в данном случае - за счет больного. Если есть чем заплатить - лечить будут, если нет - не будут. Чем это не мародерство? Можно ли представить себе спасателя, берущего деньги у спасенного, раненного, покалеченного? По сути, целитель не должен требовать вознаграждения и жить должен "на подаянии и пожертвовании". Но это невозможно. Мы, либо во всем обязаны поступать лишь по душевному велению, либо за все брать мзду. В таком случае само общение высыхает, и любовь отчуждается, ибо, по логике вещей, и ей подобает иметь денежный эквивалент.
Замечание 2
Важной функцией морали является поддержание, оправдание, защита неравенства. Казалось бы, свобода современного цивилизованного общества гарантирует полное равенство людей. Но это равенство нарушается не диспропорцией материальных благ, а моралью, фактически идеализирующей эту диспропорцию. Нормальный человек понимает, что его достоинство не измеряется богатством, что миллиардер ничем не лучше его, и все мы равны пред Всевышним. Но, если бы это убеждение было полным и широко распространенным в массе людей, современной экономики не было бы. Мир озабочен мамоной.
Человек привязан пружиной к земному. Чем выше он поднимается, тем сильнее натягивается пружина, тем тяжелее дается рекорд высоты. Однако, натягивая пружину, мы приподымаем и место ее прикрепления.
Замечание 3
Царство защищено своей "моралью", которая для индивида, не обладающего особыми свойствами святости и праведности, невыносима.
37…………………………………………………………………………………
Религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения
Развитие конфессиональной сферы в 2010 году отмечено укреплением взаимодействия органов власти с религиозными организациями, совершенствованием форм и методов сотрудничества с организациями Белорусской православной церкви, усилением контроля за соблюдением законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, осуществлением работы по поддержанию межконфессионального мира и согласия, предупреждению распространения псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.
В современной Беларуси конфессиональный фактор за последние два десятилетия стал играть заметную роль в общественно-политической жизни. Наша страна является многоконфессиональным государством, в котором зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3321. В соответствии со своими уставами действуют 159 религиозных организаций (приложение 1), имеющих общеконфессиональное значение (религиозных объединений, монастырей, миссий, братств, сестричеств, духовных учебных заведений), в том числе в 2010 году зарегистрированы 1 православный монастырь, 1 православное сестричество и 1 миссия христиан полного Евангелия. По решению учредителей в 2010 году ликвидирована миссия христиан веры евангельской «Добрая весть». По состоянию на 1 января 2011 г. в республике зарегистрировано 3162 религиозные общины (приложение 2), в том числе в Брестской области – 719 общин, в Витебской – 532, в Гомельской – 377, в Гродненской – 463, в Могилевской – 269, в Минской – 663 и в г. Минске – 139. Данные о государственной регистрации религиозных общин (в 2010 году зарегистрировано 56 общин, в 2009 году – 47 общин, в 2008 году – 61 община, в 2007 году – 52 общины) свидетельствуют об устойчивости конфессиональной структуры общества и стабильной тенденции роста общин Белорусской православной церкви и Римско-католической церкви (приложение 5).
Сохраняется традиционно высокий уровень религиозности в западных областях республики по сравнению с восточными регионами. Ведущие позиции в религиозной жизни общества занимает Белорусская православная церковь (далее – БПЦ). За последние 15 лет количество православных религиозных общин увеличилось почти в 4 раза, по состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Беларусь насчитывалось 1545 приходов, объединенных в 11 епархий. В 2010 году верующие создали 36 новых приходов (в 2009 году – 36 приходов, в 2008 году – 43 , в 2007 году – 32). Кроме того, действуют 32 монастыря, 14 братств и 10 сестричеств, а также 5 духовных учебных заведений Белорусской православной церкви. В приходах БПЦ работает 1577 священнослужителей, из которых 15 – иностранные граждане. Действует 1334 православных храма, еще 150 строятся. За период с 1990 года БПЦ передано около 840 бывших культовых и других зданий. Обеспеченность приходов культовыми зданиями составляет около 85 процентов.
В 2003 году между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью было подписано Соглашение о сотрудничестве, реализация которого стала уникальным опытом многовекторной совместной работы государства и церкви на благо общества. В соответствии с данным Соглашением заинтересованными органами государственного управления и Белорусским Экзархатом подписан ряд совместных программ сотрудничества, комплексные программы мер по реализации Соглашения выполняются всеми облисполкомами и Минским горисполкомом. Ход реализации данных мероприятий регулярно рассматривается на заседаниях координационного совета под председательством Уполномоченного по делам религий и национальностей, в работе которого принимают участие представители заинтересованных министерств и ведомств, сотрудники Белорусского Экзархата. Государством оказывается значительная помощь БПЦ в реставрации и восстановлении культовых зданий, являющихся памятниками истории и культуры. В рамках Программы возрождения Жировичского Свято-Успенского монастырского комплекса и Минской духовной академии и семинарии на 2001-2005 годы и на период до 2010 года на реставрационные работы в 2009 году было выделено 7,792 млрд. рублей, в 2010 году – 7,262 млрд. рублей. В связи с необходимостью продолжения работ по ряду объектов монастыря в настоящее время Гродненским облисполкомом осуществляется разработка аналогичной программы на 2011-2015 годы. В г.Минске ведутся работы по строительству Духовно-образовательного центра, на эти цели в 2009 году предусматривалось выделение 4,315 млрд. рублей, в 2010 году – 9, 958 4 млрд. рублей. Уполномоченным по делам религий и национальностей совместно с заинтересованными с выездом на место рассматривались вопросы проведения работ и освоения бюджетных средств на реставрируемых и строящихся объектах. Из средств республиканского бюджета в 2010 году оказана значительная помощь по проведению реставрационных работ памятников истории и культуры – Свято-Воскресенского собора в г.Борисове, Успенского монастыря в дер.Пустынки Мстиславского района, бывшего коллегиума иезуитов в дер.Юровичи Калинковичского района (теперь православный монастырь).
Государство оказывает помощь духовным учебным заведениям Белорусской православной церкви. Для оплаты труда преподавателей и работников, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, выплаты стипендий студентам Минской духовной академии, Минской духовной семинарии, а также Минского духовного училища Минской епархии в 2009 году было выделено 1004,5 млн. рублей, в 2010 году – 1173,1 млн. рублей. Ежегодно Указом Главы государства предоставляется отсрочка от службы в армии учащимся и выпускникам православных духовных учебных заведений. Значительную помощь приходам БПЦ оказывают местные исполнительные и распорядительные органы.
Большой популярностью пользуются мероприятия духовно-просветительской программы «Семья – единение – Отечество», которая разработана Минской епархией БПЦ и при поддержке местных властей распространяется на все регионы страны. С 2008 года прошли мероприятия программы в гг.Слуцке, Жодино, Солигорске, Столбцах, Борисове, Молодечно, Вилейке, Марьиной Горке, г.п.Старые Дороги Минской области. В дальнейшем аналогичные мероприятия состоялись в других регионах республики – в г.Минске и г.Могилеве, а также в гг.Мозыре, Жлобине Гомельской области. Белорусская православная церковь применяет новые формы социального служения. Создано религиозное братство врачей, которое дает бесплатные квалифицированные консультации больным. В Витебской епархии действует религиозное тюремное братство, оказывающее моральную, духовную и материальную помощь людям, находящимся в заключении.
В епархиях созданы отделы по работе в тюрьмах. Действуют диаконические станции по оказанию помощи нуждающимся. Ими осуществляется попечительство над онкологическими и психиатрическими больницами, школами-интернатами, другими социальными учреждениями. Белорусская православная церковь активно сотрудничает с другими конфессиями и религиозными направлениями по развитию межконфессионального диалога и решению социально значимых проблем общества. В сентябре 2010 г. по инициативе Белорусского Экзархата в г.Минске состоялся V Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета, в котором приняли участие ученые и священнослужители из Беларуси и ряда зарубежных стран.
Под эгидой Белорусского Экзархата с 2009 года действует общественный совет по нравственности, в состав которого вошли представители исторически традиционных для Беларуси конфессий, научной и творческой интеллигенции. Председателем совета избран председатель Союза писателей Беларуси Чергинец Н.И.
Существенную роль в религиозной жизни нашей страны играет Римско-католическая церковь в Республике Беларусь (далее – РКЦ), которая является второй конфессией по количеству верующих. За последние 20 лет количество религиозных общин РКЦ увеличилось в четыре раза, по состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Беларусь насчитывается 475 приходов, объединенных в 4 епархии. В 2010 году зарегистрировано 5 новых общин (в 2009 году – 3, в 2008 году – 10, в 2007 году – 17). Кроме того, в республике действуют 9 римско-католических миссий и 9 монашеских общин.
Общины РКЦ располагают 464 костелами, еще 26 находятся в стадии строительства. Уровень обеспеченности римско-католических общин культовыми зданиями составляет около 97 процентов. Всего за период с 1988 по 2010 год государством было передано РКЦ около 300 объектов под религиозные цели. Одной из проблем РКЦ является значительная нехватка кадров священнослужителей из числа граждан Республики Беларусь. В приходах РКЦ работает 418 священнослужителей, из которых 160 – иностранные граждане. Белорусские католические священнослужители готовятся в двух духовных семинариях РКЦ (в г.Гродно и г.Пинске), кроме того, в 2009 году открыт катехетический колледж для мирян (в г.Барановичи).
Государство оказывает поддержку духовным учебным заведениям РКЦ, предоставляя отсрочку от призыва на военную службу семинаристам и выпускникам семинарий (в 2008 году отсрочку получили 56 человек, в 2009 году – 44, в 2010 году – 38, в 2011 году – 56). Государственные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы оказывают содействие Римско-католической церкви в решении ее вопросов, а также в организации значимых мероприятий. Из средств республиканского бюджета в 2010 году оказана помощь по проведению реставрационных работ в костеле Божьего Тела в г.Несвиже. Ежегодно все облисполкомы оказывают содействие в организации паломничества в дер.Будслав Мядельского района. Большое значение имеют проводимые под эгидой РКЦ мероприятия в сфере культуры. Ежегодно в г.Могилеве проходит международный фестиваль христианской музыки «Магутны Божа», в котором принимают участие творческие коллективы различных конфессий и религиозных направлений из Беларуси и зарубежных стран. В г.Глубокое Витебской области с 2005 года ежегодно проводится Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat. В 2010 году фестиваль охватил также г.Минск. РКЦ ведет широкую издательскую деятельность, функционирует католическое издательство «Про Христо».
Осуществляется значительная социальная и благотворительная работа непосредственно в общинах и через благотворительные организации (в частности, благотворительное католическое общество «Каритас»). Организации РКЦ также активно сотрудничают с учреждениями социальной защиты населения. Римско-католическая церковь поддерживает конструктивные отношения с Белорусской православной церковью и другими конфессиями и религиозными направлениями.
В настоящее время ведется разработка проекта Соглашения между Республикой Беларусь и Ватиканом. Основным разработчиком является Министерство иностранных дел Республики Беларусь, одновременно по его просьбе аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей принимает участие в работе над текстом Соглашения.
Протестантские религиозные организации представлены 1005 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14 религиозных направлений. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик различных церквей и религиозных направлений.
Наиболее крупными протестантскими религиозными направлениями являются христиане веры евангельской (пятидесятники) (505 общин), евангельские христиане баптисты (275 общин), адвентисты седьмого дня (72 общины). Исторически традиционным на территории республики является лютеранство, которое в настоящее время представлено 27 общинами. В 2010 году зарегистрировано 3 общины евангельских христиан баптистов, 4 общины христиан веры евангельской, 1 община Свидетелей Иеговы. Общины протестантских религиозных организаций, как правило, немногочисленны (20-25 человек), исключение составляют общины в крупных населенных пунктах. Особое стремление к созданию новых религиозных общин, преимущественно в небольших населенных пунктах, проявляет направление христиан веры евангельской.
Протестантские общины проявляют активность в миссионерской и благотворительной деятельности, реализации социальных проектов, преимущественно для собственных прихожан. Отношения местных органов власти с ними отличаются корректностью и взаимоуважением. Однако имеют место отдельные случаи нарушения законодательства Республики Беларусь со стороны протестантских организаций в части соблюдения порядка осуществления массовых мероприятий, распространения религиозной литературы. Долгое время общиной христиан полного Евангелия «Церковь Новая Жизнь» в г.Минске незаконно используется для религиозных целей здание коровника, которое было незаконно переоборудовано под культовое сооружение. Особенной активностью отличается миссионерская работа общин свидетелей Иеговы, что нередко вызывает негативную реакцию населения. В Республике Беларусь зарегистрированы 32 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий. Иудаизм представлен 52 общинами, относящимися к трем направлениям (ортодоксальному, хесэд-любавич, прогрессивному), в том числе в 2010 году зарегистрировано 6 иудейских общин. Действуют 3 религиозных объединения. В распоряжении общин имеется 7 культовых зданий (в том числе синагога в г.Минске, реконструкция которой завершена в 2010 году), еще 4 здания находятся в состоянии реконструкции. Всего за последнее десятилетие государством было передано иудейским религиозным организациям 10 зданий для культовых целей. Ислам представлен 25 общинами, в том числе 24 суннитского направления и 1 шиитского. Зарегистрировано 2 религиозных объединения. Действуют 5 культовых зданий, ведется строительство мечети в г.Минске.
Государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом независимо от отношения к религии. При этом государство не вмешивается в вопросы частного исповедания той или иной религии, а контроль за деятельностью религиозных организаций ограничивается сферой выполнения ими законодательства республики, не допуская вмешательства во внутренние дела конфессий. В стране созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций: они освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость в отношении культовых зданий.
Религиозным организациям, арендующим помещения государственной собственности для проведения религиозных мероприятий, распоряжением Президента Республики Беларусь установлен понижающий коэффициент 0,1 при определении ставки арендной платы. Благодаря этому религиозные организации в своей деятельности больше внимания могут уделять участию в решении социально значимых вопросов, расширяются международные связи и контакты, укрепляется кадровый состав священнослужителей, продолжается формирование материальной базы их деятельности.
Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской православной церковью. Пристальное внимание проблемам деятельности религиозных организаций уделяет Глава государства. В 2010 году состоялись ежегодные встречи Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко с членами Синода Белорусской православной церкви (22 апреля) и руководством Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви в Республике Беларусь (14 апреля и 27 декабря), в ходе которых были рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия государства и церкви. В октябре 2010 г. в связи с празднованием 300-летия Архикафедрального костела в г.Минске Республику Беларусь посетил специальный представитель Папы Римского кардинал Йозеф Томко, который также был принят Главой государства.
В марте 2010 г. состоялась встреча Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь с руководителями республиканских религиозных объединений, в которой приняли участие руководители и представители религиозных объединений православной, римско-католической, иудейской, мусульманской, старообрядческой и протестантских конфессий и религиозных направлений. В ходе встречи была отмечена высокая эффективность совместных усилий государства и церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания личности и общества. Решению вопросов религиозных организаций, взаимодействию с ними уделяют внимание все уровни государственной власти.
Уполномоченный по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы государственного управления принимают меры по соблюдению религиозными организациями действующего законодательства Республики Беларусь. Государственные органы поддерживают инициативы религиозных организаций, направленные на обеспечение глобального диалога между конфессиями на основе уважения к правам человека, религиозной терпимости. Особенно важно, что активные шаги к расширению межконфессионального диалога предпринимают исторически традиционные и наиболее многочисленные конфессии в стране – Белорусская православная церковь и Римско-католическая церковь в Республике Беларусь. При этом многие конфессии и религиозные направления поддерживают данные инициативы и принимают участие в проводимых мероприятиях.
С 2008 года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет, в состав которого входят руководители республиканских религиозных объединений. Совет призван содействовать дальнейшему развитию межконфессионального диалога, активизации взаимодействия государства и религиозных организаций в решении социально значимых вопросов. Уполномоченным по делам религий и национальностей ведется разъяснительная и информационная работа с руководителями конфессий о необходимости соблюдения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, осуществляется плановая проверка уставной деятельности религиозных организаций, по каждому выявленному факту направляются предписания.
В 2010 году проведены проверки уставной деятельности 5 религиозных организаций (религиозных объединений, братств, духовных учебных заведений). В целях предотвращения регистрации религиозных организаций противоправного характера Уполномоченным по делам религий и национальностей было разработано Положение о составе, содержании и порядке представления сведений при регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, которое было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2010 г. № 548.
Одновременно аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь ведется работа по предупреждению регистрации религиозных организаций под видом общественных объединений. При Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Экспертный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области религиоведения, права, психологии. Экспертным советом осуществляются экспертизы при создании религиозных организаций на предмет соответствия их уставов, вероучений, соответствующих им культовых практик законодательству Республики Беларусь, а также по запросам заинтересованных государственных органов в отношении материалов деятельности организаций и групп по выявлению их религиозного характера. Только за 2010 год аппаратом Уполномоченного, членами Экспертного совета были рассмотрены 235 единиц источников (печатных, аудио- и видеоматериалов). Аппаратом Уполномоченного проводится регулярная работа по предупреждению ввоза в Республику Беларусь религиозной литературы экстремистского либо оскорбляющего религиозные чувства верующих содержания.
Члены Экспертного совета, сотрудники аппарата Уполномоченного, отделов по делам религий и национальностей облисполкомов, Минского горисполкома принимают участие в работе по организации семинаров, учебы для специалистов идеологической сферы, курирующих вопросы этноконфессиональной сферы, работников системы образования, в ходе которых дается информация о зарегистрированных организациях, разъясняются государственные подходы к незарегистрированным религиозным организациям. Так, в апреле 2010 г. на базе Национальной академии наук Беларуси был проведен семинар «Традиции толерантности в сохранении свободы совести и вероисповедания» с привлечением представителей религиозных организаций, на котором разъяснялись государственные подходы в конфессиональной политике.
В Республике Беларусь созданы благоприятные условия для обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохраняются межконфессиональный мир и согласие в обществе, развивается межконфессиональный диалог. Многовековые традиции мирного существования различных религий, богатый опыт развития связей и контактов между ними, внимание государства к этим вопросам способствуют формированию веротерпимости в обществе, открытости к диалогу, отсутствию конфликтов и противоречий на конфессиональной основе.
38……………………………………………………….
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ.
Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.
Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции. В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на отрудничество с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи. Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство. Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе . Теперь мы можем определить значение термина “молодежная политика”. Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика. Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Во вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи.
---------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------
Статья 1 - с изменениями, внесенными Законом от 9 июля
1997 г. N 56-З
Государственная молодежная политика -- это система
социально-экономических, политических, организационных и
правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан
Республики Беларусь в возрасте до 25 лет, осуществляемых
государством для социального становления, развития молодежи
и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах
всего общества.
---------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества;
практической отработки новых общественных отношений и форм
жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики). Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни. Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.
- 3 Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеологии белорусской.
- 4. Белорусская государственность на современном этапе.
- 7 Идеология как политико-социальное мировоззрение.
- 8. Функции идеологии.
- Функции идеологии
- 9.Основные виды идеологий.
- 10. Основные идеи и принципы консерватизма
- 11.Понятие и черты социал-демократизма
- 12 Основные положения коммунистической идеологии. (Коммунизм в теории и практике)
- 13. Политические идеологии в постсоветской Беларуси, Кристаллизация идеологических предпочтений.
- Функции Понятие «идеология»
- Проблема «деидеологизации», «переидеологизации», «реидеологизации»
- Идеология и социальная ориентация
- 18 Идеологическое обеспечение избирательной кампании
- 19 Президент Республики Беларусь - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина
- 20 Президент Республики Беларусь - гарант формирования и реализации идеологической политики государства