logo
Подготовка к экзамену по обществознанию

Политические режимы. Демократический политический режим.

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Современная политология различает три вида политических режимов: авторитарный, тотали­тарный и демократический. Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме пра­вящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть кон­центрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода го­сударственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные ор­ганы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнитель­ная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую пар­тию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограни­ченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при фашизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказа­ние.

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократи­ческом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осу­ществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признает­ся право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус.

Признаки демократического политического режима:

  1. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

  2. Свобода личности в экономической деятельности

  3. Наличие эффективного механизма прямого воздействия населения на государственную власть ( свободные выборы и референдум, свобода слова, митингов и д.т.)

  4. Защищенность личности (свободный и независимый, равный для всех суд, работа правоохранительных органов)

  5. Плюрализм в политической жизни (многообразие, наличие нескольких политических партий, выражающих интересы разных групп населения, наличие оппозиционных политических партий)

  6. Учет интересов большинства и меньшинства ( например, разных национальностей)

  7. Правовой характер деятельности всех государственных органов ( подчинение всех закону)

Билет № 3.

  1. Человек и культура.

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

Культура -это основное достижение человеческой деятельности, связанная с неким самовыражением (самовоспроизводством, самовысказыванием)  человека и также проявлением его субъектности в той или иной области искусства.  (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Культура - это система ценностей, образцов поведения и норм, передаваемых последующим поколениям. Можно выделить несколько форм культуры. Культура, произведения которой стандартизированы и широко распространены среди народа, называется массовой. Культура, включающая изящные искусства, литературу и музыку и предназначенная для образованных слоев общества, называется элитарной. Культура, созданная анонимными творцами и отражающая духовные поиски народа, называется народной. Сложность социальной организации общества выражается наличием множества субкультур. Таким образом, культура имеет социальную природу. Она выражает отношения между людьми, направленные на создание, сохранение, распространение идей и ценностей. Культура обеспечивает взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Культурное наследие - совокупность всех возможных культурных комплексов, присущих данному этносу и всему человечеству в целом.

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит "печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).

В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".

Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:

- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также - вероисповедание.

Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.

На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?

Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.

Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.

В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.

Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.

Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.

По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.

С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.

Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.

Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.

Формы культуры:

а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;

б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);

в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления:

- художественная культура,

- политическая культура,

- управленческая культура,

- культура поведения (этикет),

- педагогическая культура и т.п.

Субкультура

Контркультура

  1. культура социальной группы, проявляющаяся в наборе символов, ценностей, убеждений;

  2. часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

  3. принадлежность к определенной социальной группе

  4. совокупность норм и ценностей преступного слоя общества

  5. Культура подростка относится к субкультуре

  6. К субкультуре относится: Национальная культура, Массовая культура, Профессиональная культура.

  7. автономное    целостное    образование    внутри    господствующей культуры

  1. субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

  2. накопление недовольства → Понятие «контркультура», возникшее на Западе в 1960 - 1970-х гг., обозначало культуру                                         молодежи

  3. Контркультура противостоит доминирующей культуре

  4. Культура какой-либо группы, отрицающей общепринятые нормы

Духовная культура запада

Духовная культура Востока

подчиненность идее прогресса

мистичность

интенсивное и динамическое развитие

консервативность 

приоритет индивидуального над коллективным

равнодушие к человеческой индивидуальности

преобразование мира

приверженность традициям, обычаям 

 

преобладание экстенсивных технологий 

научное познание

господство теократии 

 

созерцательность 

Ценности свободы

государственное регулирование основных сторон жизни. 

рационализм

идея слияния с природой 

принадлежность к социальному слою зависит от уси­лий самого человека

 

наличие монотеистической религии

христианство и католицизм

Буддизм и ислам

 

  1. Политическая система общества, ее структура.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Структура политической системы общества:

  1. Политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения.

  2. Политическое сознание

  3. Социально – политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь страны

  4. Политические отношения между разными элементами системы ( например, государственные органы и политические партии)

  5. Политическая практика (политическая деятельность)

Особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе - несобственно политических - относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Билет № 4.