2.2 Особенности взаимоотношения политики и религии
В основе взаимоотношения политики и религии лежит комплексное соответствие - противоречие отдельных аспектов этих сфер.
Религия в общественной жизни человека и в политике указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры( способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства). На этой способности и базируется все религии, тесно связанные понятие веры с понятием доверия. А доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. Религия подчиняется политической власти в лице государства. Религиозная и политическая сфера общественных отношений, имеют отношение к человеку, они пересекаются и взаимодействуют друг на друга. Выступая мировоззрением и мироощущением, соответствующим поведением, основанным на вере в существование Бога (сверхъестественного), религия имеет противоречивое отношение с политикой. Противоречивость проявляется в их полном слиянии (царь - наместник Бога на земле) и в отделение церкви от государства.
Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты. Некоторые люди используют религию в корыстных целях. В древневосточной культуре распространенной религией было язычество. Религиозные знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний, которые описывали мир в глазах людей того времени.
До античных и античных времен самой главной линией соприкосновения религии и политики было божественное обоснование власти правителя. Не сам человек являлся источником власти, а лишь пользовался властью богов, чью волю он и призван был выразить (Др. Вавилон). Правитель отождествлялся с божеством, и сам мог творить свою волю (Др. Египет). Религия укрепляла позиции правителя и являлась основой внутренней политики государства.
В Новом времени роль религии в жизни общества стала уменьшаться. Общество стало постепенно переориентироваться на другие идеалы. Это обусловили объективные законы общественного развития, а так же самостоятельное развитие науки и техники, подкрепленное чередой фундаментальных изобретений и великих открытий. В это время родился миф о противоборстве науки и религии. Роль религии в жизни общества стала приближаться к современному положению. Религия утратила свое влияние на политику так же вследствие отделения церкви от государства.
Выделяют 4 вида взаимоотношений государства и религии:
1.Превращение государственной власти в центр религии. Это типично для языческих государств( пример : в Римской империи императору поклонялись как Богу). В различных языческих государствах складывались различные степени почитания и обожествления верховного правителя.
2.Подчинение государства церковным учреждениям. Это типично для христианства Европы средневековья. Папа, как наместник Бога на Земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковью.
3.Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти.
4.Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви государству.
Влияние политики на религию проявляется в некоторых политических действиях. Политики заимствовали из Библии идею богоизбранного народа. Значительное направление влияния политики на религию в проявлениях тенденции к политизации религии в целом. Оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. Другие считают, что религия должна укреплять духовные основы общества. Это внутренне противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.
Влияние на сознание людей. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность, правопорядок. Некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.
Политическая деятельность религиозных организаций. Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности и в международной политической деятельности. Пример - Ватикан.
Проблемная интеграция. Религия предопределяет внимание к проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются, все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для подержания своего престижа.
Политическая интеграция, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств.
Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку. Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых.
Учет религиозного фактора во внешней политике - учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.
Религиозный экстремизм. Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями.
Косвенное влияние религии на политику через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента.
Из-за взаимодействия и в политике и религии сложились нормы и законы, регулирующие и описывающие их взаимное существование.
- Содержание
- Введение
- Взаимоотношения политики с другими сферами общества.
- 2.1 Сущность взаимоотношения политики и науки
- 2.2 Особенности взаимоотношения политики и религии
- 2.3 Взаимоотношения политики и культуры и искусства
- 3. Политика и экономика
- 3.1. Политика и экономика как общественные явления
- 3.2. Диалектика взаимосвязи экономики и политики
- 4. Политика и право
- 5.Политика и мораль
- 6. Возможна ли нравственная политика