2.1 Сущность взаимоотношения политики и науки
Наиболее характерным, типичным, исторически сложившимся политики как науки о власти является представление о ее связи с проблемой управления людьми, управления государством.
В Новое время появляются современные ему новые аспекты разработки проблемы взаимодействия политики, науки и техники. Они связаны с осмыслением значения, в том числе и политической роли, говоря современным языком, научно-технических кадров, чему способствовала начавшаяся профессионализация научной и инженерной деятельности как составных частей процесса институциализации науки и техники.
В XVII–XIX вв. этот аспект нашел отражение в сочинениях Ф. Бэкона, М.Ф.Вольтера, И.Г.Фихте, О.Конта, К.Маркса и Ф.Энгельса и других мыслителей. В их работах наука и техника рассматриваются как основа политического прогресса. Выявление негативных социально-экономических последствий научно-технического прогресса, которые ставили себе на службу реакционно-мыслящие политики и которые наиболее ярко проявили себя в ХХ в., диктовало ученым необходимость ставить перед лицом научной общественности вопросы о политической ответственности научно-технических кадров за разработку и применение новейших достижений науки и техники. Дело заключалось еще и в том, что еще большую ответственность за применение открытий науки должны были нести политики, принимающие политические решения.
Исследование проблемы взаимодействия политики и науки занимает значительное место в русской общественно-политической литературе, когда наша страна стала на путь модернизации (XVIII в.). В XVIII в. под влиянием идеологии Просвещения формируются идеи М.В.Ломоносова, М.М. Щербатова, А.Н.Радищева, Н.И.Новикова о науке как критерии политического прогресса, главном средстве улучшения политических порядков. В ХIХ в. в российском обществе развиваются позитивистский и марксистский подходы к изучению научно-политических факторов политического развития.
В ХХ в. в русской политической литературе. большое место уделялось таким аспектам проблемы взаимодействия политики с наукой, как место и роль науки в обществе; польза науки для общества и пути ее развития, политическая роль научно-технической интеллигенции. В советский период в разработке проблемы взаимодействия политики, науки и техники господствует марксистский подход. Отдельное место в этом плане занимают работы ученых: В.И.Вернадский, А.Д.Сахаров, П.Л.Капица, А.А.Благонравов и др. Например : В.И.Вернадскому принадлежит идея ноосферы (царство разума), которая формируется в результате научно-технической деятельности общества и выступает важной детерминантой политики. А.Д.Сахаров обосновал необходимость применения научного метода руководства основными сферами жизни советского общества.
В политологии современный этап характеризуется тем, что изучение процесса взаимодействия политики и науки выдвигается в качестве одной из главных проблем и ведется на основе системного подхода. Формируется постиндустриальная парадигма. Проведя классификацию современных российских исследований, в которых ведется анализ проблемы взаимодействия политики с наукой и техникой, выделяют следующие типы работ:
1. Прикладные политологические исследования, посвященные историко-политологическим проблемам, анализу политических технологий.
2. Работы, посвященные изучению научно-технических аспектов национальной безопасности, конверсии, перевода ВПК на нужды гражданского общества и обобщающие как мировой, так и российский опыт.
3. Работы, в которых исследуются научно-технические факторы глобализации современных международных отношений.
4. Работы, изучающие вопросы компьютеризации, информатизации и рационализации деятельности государственных и политических органов в условиях техногенной цивилизации.
Данная классификация рассматривает взаимосвязи политики и науки, как средства функционирования отдельных элементов политической системы. С одной стороны, существует признание большого значения проблем взаимодействия политики и науки, с другой имеем одностороннее потребительское понимание их политического значения, в котором доминирует прикладная направленность над теоретической. Не исследуется противоречие между общественной потребностью в усилении роли взаимосвязи политики и науки в целях эффективного, находящегося на пути к высокому уровню научного и технического развития российского общества, отражающего динамичную культуру политического мышления и практики, и существующей реальной взаимосвязью политики, науки и техники, не отвечающей этой потребности.
В настоящее время политический статус, вес страны, государства на международной арене, ее возможности влиять на мировые события в современных условиях все больше зависят от уровня развития информационной и технологической инфраструктуры, вытекающих из этого возможностей эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран, распространять свои духовные, идейные ценности, свою культуру, язык, а также тормозить духовно-культурную экспансию других стран, трансформировать и даже подрывать их духовно-нравственные устои.
Специфику российской модели взаимосвязи политики и науки отличают: инструментальность этой взаимосвязи, мобилизующая модель развития, а не инновационная, слишком сильная зависимость от властвующей бюрократии, ограниченность взаимосвязи политики и науки областью национальной безопасности и подготовки государственных кадров.
Особую роль во взаимодействии политики и науки играет государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики страны, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности; определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
- Содержание
- Введение
- Взаимоотношения политики с другими сферами общества.
- 2.1 Сущность взаимоотношения политики и науки
- 2.2 Особенности взаимоотношения политики и религии
- 2.3 Взаимоотношения политики и культуры и искусства
- 3. Политика и экономика
- 3.1. Политика и экономика как общественные явления
- 3.2. Диалектика взаимосвязи экономики и политики
- 4. Политика и право
- 5.Политика и мораль
- 6. Возможна ли нравственная политика