1 Историография и источники
Данная тема, посвященная изучению роли пожилых людей в семейной обрядности, неравномерно обеспечена источниками и литературой. На сегодняшний день не было издано отдельной монографии по этой проблеме, но существует большое количество источников и литературы, в которых есть нужные сведения для написания курсовой работы.
В конце 20 – начале 21 века Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси была подготовлена и издана серия фундаментальных работ “Белорусы”, всесторонне представляющая белорусскую народную, а по некоторым аспектам, и современную культуру. Данное издание было высоко оценено и получило признание в виде приза “За духовное возрождение” в рамках ежегодного республиканского конкурса.
Том 5 , который получил название “Семья” [2], на основе большого фактического материала и многолетнихъ исследований отечественных этнографов показывает особенности развития семейного уклада жизни белорусов в прошлом и настоящем времени. С точяки зрения написания курсовой работы дзесь интересен ряд сюжетов. Так, проанализированы взаимоотношения в семье, показаны роли хозяйки и хозяина, а также положение пожилых людей в различные исторические периоды. Данная книга, прекрасно оснащенная материалом про жизнь белорусов разных возрастов, в том числе пожилых людей, дала возможность более подробно описать участие пожилых людей в семейных обрядах и повседневном быту белорусов.
Еще одним обрядом, в котором рассматривалась роль пожилых людей, является родильный, который основательно исследовала и описала в своей монографии Т.И. Кухаронак [3]. Благодаря её работе возможно широко изучить роль пожилых людей в родильном обряде. Книга содержит описание самого обряда: участники, место прохождение обряда, связанные с ним приметы и поверья.
В книге И.В. Казаковой “Этнічныя традыцыі ў духоўнай культуры беларусаў” [4] исследуется отражение основных этнических традиций белорусов в духовной культуре. Впервые делается попытка рассмотреть этническую сущность и некоторые черты этнопсихологии через призму семейно-обрядового комплекса. Изучение ведтся по материалам одной из самых богатых в отношении сохранности форм народной культуры Могилёвской области. В данной книге я обратилась к разделу “ Семейные обряды”, где рассматривается родильный, свадебный и похоронный обряды белорусов. Изучив даннные обряды я смогла выяснить, какова же была роль пожалых людей в семейных обрядах.
Работа белорусского фольклориста В.М. Сысова “Беларуская пахавальная абраднасць” [5] является первым научным монографическим исследованием по похоронной обрядности белорусов. Анализируются её основные тематические циклы, которые создаются вербально-ритуальными компанентами совместно с другими структурными единицами. Исследуется динамики психологизма похоронной обрядности. Даётся характеристика функциональных особенностей жанровых разновидностей голошений и отражается уровень существования их в наше время. Иными словами, книга посвящена похоронному обряду, который является семейным обрядом, что позволило мне выявить роль пожилых людей в данном, похоронном, обряде.
Активную публикаторскую деятельность в последнее время развернули фольклористы О. Котович и И. Крук. В издании “Золотые правила народной культуры” [6] представлен фундаментальный свод регламентаций, предписаний, запретов, ограничений, который сформировался в традиционной культуре восточнославянских народов на основании многовекового практического опыта. Эти правила нацелены на то, чтобы гармонизировать отношения между людьми, между человеком и космосом, а так же между миром живых и миром наших предков. Книга посвящена рассмотрению правил-регламентаций каждого дня года и более значимых календарных праздников, а так же запретов, предписаний и правил поведения человека, семьи, рода и всего социума, связанных с подготовкой и проведением обрядов семейно-родовой направленности – рождения, крестин, свадьбы, похорон. Это издание было также полезно для понимания места пожилых людей в семенной обрядности белорусского этноса.
В издании “Белорусы: Сучаныя этнакультурныя працэсы” [7] впервые в белорусской этнологии на основе материалов многолетних полевых экспедиционных исследований, статичтических и архивных источников анализируются современные этнокультурные процессы, развитие науной идеи о происхождении белорусов, основные факты этнокультурной динамики. Так же раскрывается роль государства в формировании современных этнокультурных процессов, описываются современные праздники, традиции семейного воспитания и этнокультурные изменения в семье, профессиональная культура и декоративно-прикладное искусство. Весь собранный здесь материал позвонляет мне более детально изучить жизнь и быт пожилых людей не только в прошлом, но в настоящем.
Быт белорусов имел ярко выраженные региональные черты. В этой связи необходимо использовать научную литературу, посвященную отдельным историко-этнографическим регионам. В коллективной монографии “Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем” [8] освещаются важнейшие аспекты культуры: материальной (традиции питания, особенности застройки и построек, костюма), социальной (конфессиональные процессы, праздники, обряды, обычаи, современный театр), этнической истории, демографических и миграционных процессов Восточного Полесья. Впервые вводятся в научный оборот материалы полевых этнографических исследований, архивные источники. Некоторые из них позволяют по-новому взглянуть на место стариков в жизни белорусской общины и семьи в далеком прошлом.
Сегодня множество научных конференций проводится с целью анализа типичных и своеобразных черт компонентов белорусской национальной культуры. В одном из сборников, являющимся результатом подобной работы, имеются данные, ценные для понимания места людей разного возраста в традиционной и современной белорусской культуре. В сборнике “Роля традыцый народная культуры ў адраджэнні беларускага сяла” [9]. рамещены доклады участников Республиканской научно-практической конференции “Роля традыцый народная культуры ў адраджэнні беларускага сяла”. Материалы посвящены современной культуре деревни, проблемам сохранения и популяризации народной культуры, её роли в возрождении белорусского села. На данных материалах рассмотрены произошедшие измемения в повседневной жизни людей, что дало мне возможность развить тему своей курсвой работы.
Далее охарактеризуем важнейшие источники для решения поставленных задач.
Курсовая работа в большой степени основывается на работе Н.Я. Никифоровского, а именно на труде под названием «Очерки Витебской Беларуси» [1]. Данная работа является ценным источником для изучения материальной и духовной культуры белорусов, их устно-поэтического творчества. Особое внимание в данном труде Никифоровский уделял характеристике положения разных групп населения Витебщины (старцев, музыкантов и т.д.) во время крепостного права и в более поздний период. Благодаря данной работе Н.Я. Никифоровского возможно выяснить происхождение такого понятия, как «старец».
Книга В. Сыракомли “Вандроўкі па маіх былых ваколіцах” [10] знакомит с путешествиями выдающегося польского и белорусского поэта 19 века Людвига Кондратовича по различным местам Беларуси. Поэт делится впечатлениями про дорогие его сердцу места – Мир, Несвиж, Столбцы и др. Благодаря этой книге можно узнать, какой была повседневная и праздничная жизнь людей, так же быт пожилых людей.
В издании “Живописная Россия” в томе “Белорусское и Литовское Полесье” [11] опубликованы этнографические материалы о белорусах, написаные Адамом Киркором. Том, посвященный белорусскому Полесью, не только раскрывает наиболее значимые периоды литовских и белорусских земель, но и дает представление о материальной и духовой культуре населяющих ее людей. В труде, богатом на этнографические описания, есть упоминания о семейных, традиционных обрядах белорусов разного возраста. Так же быт, жизнь и роль пожилых людей можно отследить в разделе “Народный труд” и “Народная жизнь”.
Нельзя обойти вниманием сочинение известного исследователя белорусской народной культуры А.К. Сержпутовского “Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў” [12]. В нем даже выделены отдельные разделы, отражающие обычаи и традиции белорусов в различные возрастные периоды (молодости и др.).
При написании своей курсовой работы автор воспользовался серией книг “Беларуская народная творчасць (БНТ)”, отдельные тома которого издавались более одного раза. В том под названием «Вяселле» включено наиболее полное и типичное описание традиционных свадебных обрядов белорусов, собранное этнографами и фольклористами, в основном, в 19 – первые десятилетия 20 века. Размещенные здесь материалы дают широкое представление о белорусской свадьбе, её характерных чертах и региональных особенностях. Также данная книга помогла выявить, какую роль играли пожилые люди в свадебных обрядах белорусов [13].
В книге “Сямейна-абрадавая паэзія. Народны тэатр” [14] исследуется жанровый состав, идейно-тематическое содержание, поэтика и национальная специфика белорусской родильной и свадебной поэзии, похоронных голошений, а так же народный театр, его истоки и развитие, батлейка, народная драма. Народные поэтические произведения анализируется в единстве с рассмотрением обрядовых традиций, их семантики и функциональности, места и роли в духовной жизни народа. Благодаря публикации самобытных фольклорно-этнографических материалов представляется возможным детально выявить участие старых крестьян в тех или иных видах семейной обрядности белорусского этноса.
Ещё одна книга из серии БНТ “Радзільная паэзія” [15]. вляется первым научным систематизированным сводом белорусских устнопоэтических произведений, которые приуроченны к рождению ребёнка и семейного торжества по этой причине. В том включены лучшие поэтичксие примеры родильных, или крестильных, песень, крестильные припевки. Приговорики бабки и кума, затольные шутки, тосты, присказки, поговорки.
Многообразные сведения по теме отражены в сборниках автора-составителя В. Василевича. Названный фольклорист неоднократно ображался к фольклорному наследию белорусов, наиболее соответствуют изучаемой тематике подобранные им фрагменты из трудов выдающихся классиков, описывавших белорусскую народную культуру – Е. Романова и др. [16]. Опубликованные отрывки из известных произведений исследователей народного быта 19 – начала 20 вв. дают основание для создания объективной картины жизни старых людей в белорусском крестьянском обществе в прошлом.
Для раскрытия темы было полезным обращение к работам Л.П. Костюковца [17]и [18]. Это фактически источниковые материалы, собранные и подготовленные для публикации автором. Они позволяют разносторонне охарактеризовать роль пожилых людей в семье и обществе в прошлом.
Основными методами исследования являлись историко-сравнительный, который использовался для сопоставления статуса пожилых мужчины и женщины, участия старых людей в разных видах обрядности и т.д., а также типологический метод, поскольку он был полезен для анализа однотипных явлений и процессов в быту и обрядовой культуре пожилых белорусов.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии многоплановой по содержанию базы произведений по белорусскому фольклору и этнографии, которые делают возможным реконструкцию образа жизни старых людей в период господства традиционного уклада в белорусской деревне. Количество и содержание источников достаточно для раскрытия темы и может быть использовано как для этнографической характеристики места пожилых людей в белорусской крестьянской семье и обществе, так и для воссоздания процессов вовлеченности стариков в родильно-крестильную, свадебную и похоронную обрядность.