logo
ТРУДОВОЕ ПРАВО вар 3 Анна(1)

Виды социальной помощи безработным гражданам

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"4(далее - Закон о занятости).

Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности. Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан (пп. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости). При этом Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007 N 726. В свою очередь, Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в Приказе Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 400. Безработными согласно п. 1 ст. 3 Закона о занятости признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка; зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; ищут работу; готовы приступить к работе.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

В свою очередь безработными не могут быть признаны следующие лица (п. 3 ст. 3 Закона о занятости):

- не достигшие 16-летнего возраста;

- которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы;

- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

- осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения, для признания их безработными.

Достаточно часто возникает вопрос: вправе ли индивидуальный предприниматель, фактически не осуществляющий деятельности, зарегистрироваться в качестве безработного? В соответствии со ст. 2 Закона о занятости указанные лица могут быть признаны безработными лишь после исключения их из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

С января 2009 г. действует информационный портал Роструда "Работа в России" (www.trudvsem.ru). Это первый государственный общероссийский банк вакансий, который содержит актуальную информацию региональных служб занятости населения и муниципальных центров по трудоустройству. На сайте также можно получить квалифицированную юридическую помощь, ознакомиться с нормативными документами по трудовому законодательству, уточнить адреса и контакты региональных служб и центров занятости.

Информация об адресах интернет-сайтов и электронной почты территориальных органов по вопросам занятости населения содержится на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.info.

В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ. В данном случае речь идет о трудовой деятельности, имеющей социально полезную направленность (п. 1 ст. 24 Закона о занятости). Положение об организации общественных работ утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (далее - Положение об общественных работах)5. Административный регламент предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ прописан в Приказе Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 4016.

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, не получающие пособия по безработице, и лица, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. При этом участие граждан в таких работах допускается только с их согласия (п. 2 ст. 24 Закона о занятости).

В данном случае с лицами, участвующими в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом указанный документ может быть досрочно расторгнут гражданином при его устройстве на постоянную или временную работу (п. 2 ст. 24 Закона о занятости). На лиц, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании (п. 4 ст. 24 Закона о занятости). Финансирование таких работ производится за счет средств организаций, в которых они проводятся (п. 5 ст. 24 Закона о занятости).

В этот период за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. Исключение составляют лишь уже упомянутые лица, для которых в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о занятости данная работа считается подходящей (п. 3 ст. 24 Закона о занятости). Основанием для выплаты пособия в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки о фактически отработанном времени, ежемесячно выдаваемой работодателем (п. 18 Положения об общественных работах).

Кстати, время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию (п. 14 Положения об общественных работах).