logo
ТРУДОВОЕ ПРАВО вар 3 Анна(1)

Особенности реализации политики занятости в Нижегородской области

В Нижегородской области проводится эффективная политика занятости населения. Только за период с 2008 по 2013 год в Нижегородской области было создано свыше 60 тыс. новых рабочих мест, организовано 107 тыс. - общественных и временных работ. На временную работу трудоустроено свыше 104 тыс. несовершеннолетних граждан, 16,3 тыс. рабочих мест выделено за счет квоты для инвалидов и слабозащищенных граждан».

Наибольшее количество рабочих мест было создано в торговле, общественном питании и потребкооперации (25,3 тыс.), более половины из которых создано на предприятиях малого и среднего бизнеса; в промышленности (10,2 тыс.), сфере ЖКХ и бытовом обслуживании (3,4 тыс.).

Создание новых рабочих мест стало возможным благодаря положительным тенденциям развития экономики области и росту объемов производства.

Реализация мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест за последние 4 года содействовала сохранению стабильной ситуации на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы в Нижегородской области составил 0,7-0,9%, а уровень неполной занятости – 0,4-0,7%.

Анализ особенностей социально-экономического развития региона на ближайшие два года показывает, что на рынке труда области сохранится ситуация превышения предложений рабочей силы над ее спросом. Обостряется проблема занятости молодежи и пенсионеров.

Опыт работы службы занятости убедительно подтверждает тот факт, что активно набирающие силу преобразования в отраслях экономики ведут к серьезным изменениям в социально-трудовых отношениях и в сфере занятости. С одной стороны, это предопределено особой ролью человеческих ресурсов, как главной составляющей инновационного производства и важнейшим фактором успешной реализации научно-технической политики, с другой – включает механизм достижения необходимого социального консенсуса между наемным работником и работодателем7.

Развитие рынка труда идет сложно, и ростки цивилизованных отношений проявляются медленно. Это выражается в существующем разрыве между стоимостью и ценой рабочей силы, неоправданно высокой дифференциации оплаты труда между рядовыми работниками и администрациями предприятий, повышении требований со стороны модернизирующегося производства к качеству рабочей силы, ужесточении отношений между управляющими и управляемыми, продолжающихся нарушениях имущественных прав акционеров, снижении уровня социальных гарантий и социальной защищенности работников в абсолютном большинстве сфер экономики.

Все это, безусловно, подрывает основы воспроизводства рабочей силы современного качества и прямым образом отражается на тенденциях занятости населения.

Решение проблем занятости населения России, защиты от безработицы возможно только при условии участия всех субъектов социально-трудовых отношений, общественных объединений, основой для вовлечения которых в процесс регулирования рынка труда служит механизм социального партнерства.

В современном демократическом обществе, в странах с социально ориентированной рыночной экономикой формируется принципиально новый тип социально-трудовых отношений (работник – активный субъект отношений) и качественно новый принцип регулирования этих отношений (равноправное участие всех субъектов: государства, работников, работодателей). Россия стоит на пути этих преобразований и перемен. И успех этого движения во многом зависит от региональных особенностей и нацеленности на местах на развитие механизма социального партнерства. Формирование системы партнерских отношений, в полной мере отвечающей требованиям рынка труда, достаточно сложная проблема даже для экономически развитых западных стран. В современных же российских условиях в силу ряда субъективных и объективных причин (незавершенность формирования субъектов трудовых отношений, их обособленность друг от друга и прежде всего от государства, незрелость рыночных отношений и т. д.) процесс создания системы партнерства еще более осложняется.

Но, несмотря на сложности, в настоящее время можно с уверенностью говорить, что благодаря инициативе, настойчивости региональных служб занятости социальное партнерство в решении проблем социально-трудовых отношений, кадровой политики в сфере труда уверенно входит в практику взаимодействия на рынке труда.

В Нижегородской области накоплен опыт построения различных схем и подходов к взаимодействию с предприятиями, профсоюзами, объединениями работодателей, социальными службами, образовательными учреждениями, различными общественными организациями и объединениями. В достаточно обобщенном виде схема взаимодействия территориального органа по вопросам занятости населения с социальными партнерами представлена на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Обобщенная схема взаимодействия основных социальных партнеров в сфере занятости