16. Социально-политические воззрения эпохи Средневековья
1. Общая характеристика
История Средних веков начинается с падения Рима(476г.). К IХ-Хвв. Западная Европа рас-
палась на множество мелких феодальных государств, фактически не зависимых от центральной
власти. Сложилась феодальная структура общества, где каждое сословие имело права (привиле-
гии) в строгом соответствии с иерархией.
Своеобразие политической мысли, её главное отличие – сопряженность с проблемами ре-
лигии. Данная мысль развивалась с учетом основных догм христианства. Церковь являлась в те
времена монополистом в духовной сфере жизни общества. В руках священнослужителей политика
была прикладной отраслью богословия. Известную формулу – «Нет власти не от Бога, сущест-
вующие же власти от Бога установлены» - богословы превратили в непререкаемую догму миро-
воззрения средневекового феодального общества.
Средневековые мыслители отстаивали идею о божественном происхождении власти, в рам-
ках которой не могло быть речи о (со) участии обыкновенного человека в общественной жизни:
ему было предназначено выполнять указания свыше.
Будучи мощной экономически и политически, обладая монопольным правом на толкование
господствующей идеологии христианства, церковь выступала единственной силой, объединяющей
западноевропейский мир.
Идейной основой социально-политических доктрин Средневековья были религиозные
представления, тексты Священного Писания, догмы официального вероучения. В силу этого про-
блемы общества и государства обсуждались лишь в борьбе за власть между духовенством и свет-
скими феодалами. Соответственно и одной их центральных проблем тогдашнего политического
знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (цер-
ковь) или светская (государство).
Обосновывая политические притязания церкви. Её идеологи утверждали, что могущество
государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. От-
сюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе римско-
католической церкви. В частности, в обосновании использовались доводы Августина Аврелия,
теории «нравственного закона» и « двух мечей», «солнца и луны», различные фальшивки («Де-
ревня Константина», «Лжеисидоровы декреталии»).
Императоры и короли, обосновывая свою независимость от церкви в светских делах, ссыла-
лись на тексты Священного Писания о богоустановленности власти, по-своему толковали теорию
«двух мечей». Самым острым вопросом был вопрос об инвестуре - праве назначать епископов.
Итак, мыслители того времени постоянно обращались к авторитету Священного Писания,
черпая в нем аргументы для доказательства правоты своих взглядов. Крупнейшим среди них был
Фома Аквинский (1225-1274).
Эпоха Возрождения охватывает конец ХV-ХV1 вв. Предпосылкой и основой Возрождения
был гуманизм – стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить
традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Собо-
ров и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали.
Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености светские
науки и образование. Светские науки изучали не бога с его ипостасями, а человека, его отношения2
с другими людьми и его стремления, используя при этом не схоластически применяемый силло-
гизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы.
Гуманизм обусловил резкое повышение интереса к античному наследию. Он органически
связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были
служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие ада и греховности.
Гуманизм ХV-ХVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура
Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей раз-
ных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами.
Итак, гуманизм придавал первостепенное значение земной жизни, политической организа-
ции, подходил к решению этих проблем рационалистически, опираясь на факты и умозаключения,
чем подрывал основы теологии. Осмысление политических процессов и явлений перестало быть
делом церкви, взгляды богословов стали предметом критики.
Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом
жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия – вот, что составляло
основное содержание Возрождения и Реформации. Своеобразие эпохи заключалось в том, что об-
щественные силы, борющиеся против феодализма и освещающей его церкви, еще не порвали с ре-
лигиозным мировоззрением. Поэтому общим лозунгом массовых антифеодальных движений был
призыв к церковной реформе, к возрождению истинной, апостольской церкви.
Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как: ломка феодальных
и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек
общества, критический пересмотр религиозных учений, формирование антисхоластического типа
мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.. В процессе разработки поли-
тических идей деятели Возрождения и Реформации постоянно обращались к духовному наследию
античности, интенсивно его использовали.
Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Ни-
коло Макиавелли (1469-1527). Он вошел в историю политической мысли как автор ряда замеча-
тельных трудов, из которых самым знаменитым и известным является «Государь»(1513).Его по
праву называют первым теоретиком политики раннего Нового времени.
Социально-политические идеи XVI в. в контексте социально-исторических явлений эпохи
«аттестуются как раннебуржуазные». При этом имеется ввиду: 1) что «ранняя буржуазность» оз-
начает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политических институтов,
духовных ценностей с позиций буржуазии; 2) предполагает совпадение по ряду позиций интересов
социальных групп, подвергшихся в эпоху феодализма эксплуатации и ограничениям; 3) предпола-
гает определенную неразвитость тех специфических экономических, политических, социальных и
других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного
способа производства, «буржуазного образа жизни».
В ХVI в. обозначались многие принципиально значимые политические идеи, в том числе
основы гражданского общества: утвердилась идея равенства людей, лежащая в основе новых по-
литических концепций и массовых религиозно-политических движений; после эпохи Древнего
мира государство вновь стало рассматриваться как общественное явление, не только самостоя-
тельное по отношению к церкви, но даже имеющее превосходство над ней.
Именно с рассматриваемого периода политическая идеология базируется на рационалисти-
ческой методологии, а не на Священном Писании. Главное условие, определяющее необходи-
мость государства, - природа человека (Макиавелли), его склонности и интересы.
Таким образом, государство рассматривалось в связи с интересами людей, их отношения-
ми, историческим процессом
- Вопросы для экзамена по политологии
- 27. Рациональное и иррациональное в политике
- 8. Предмет и объект политологии
- 1. Политические проблемы и политические интересы
- 12. Психология толпы. Массовое сознание и поведение.
- 9. Политические учения античности.
- 25. Теория социальной стратификации и мобильности. Теория элит.
- Понятия "элита" и "политическая элита", функции элит.
- 11. Общая характеристика современного правового государства.
- 21. Типология политических режимов.
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- 32. Глобальные проблемы современности
- 40. Личность в политике. Типология политического лидерства по м.Веберу.
- Факторы, определяющие характер политического лидерства
- Функции политических лидеров
- Типология политического лидерства
- 31. Проблемы и трудности становления средних слоев. Маргинализация и пауперизация в России.
- 17. Общие черты и причины активности современного политического экстремизма и терроризма.
- 37. Динамика социальной структуры российского общества
- 38. Сущность, структура политических систем современного мира (Сущность, структура политической системы общества)
- 7. Средства массовой информации и политика
- 19. Политические воззрения Николо Макиавелли
- 6. Марксизм о политике власти и государстве.
- 16. Социально-политические воззрения эпохи Средневековья
- 22 Основные этапы развития политической мысли
- 26 Проблемы войны и мира в современных условиях