7. Средства массовой информации и политика
Поскольку проблема влияния СМИ на политическую культуру предполагает синтез нескольких областей человеческой деятельности и человеческого знания, то и актуальность должна быть рассмотрена в нескольких измерениях. Первое измерение - политико-культурное. За последние пять-шесть лет в странах постсоветского пространства оформилась своеобразная "мода" на изучение политической культуры, а, как известно, мода - дело далеко не случайное. Это связано с тем, что зачастую только с помощью этой категории можно объяснить и спрогнозировать ситуацию, складывающуюся во властных отношениях, в связях между политической системой и обществом. Развитие государства в целом блоке работ связывают именно с развитием политической культуры, то есть этот термин признается одним из двигателей истории. Второе измерение - информационное. Научно-техническая революция добавила в политическую жизнь государств еще одну движущую силу - современные средства массовой информации (СМИ). Однако, несмотря на очевидную власть этого института над человеческими умами, политическая наука интересуется средствами массовой информации скорее в плане краткосрочного влияния на зрителей - во время референдумов, выборов, политических акций и т.д. Долгосрочное же его влияние на политический процесс и политическую культуру как правило вызывает гораздо меньший научный интерес. Поэтому в мировой политологии существует определенный дефицит работ, в которых бы авторитетно и научно, оценивалась бы такая глобальная роль средств массовой информации и предлагались бы изученные механизмы влияния СМИ на политические отношения. Третье измерение лежит в действительном состоянии государственных средств массовой информации. В настоящее время государственное вещание переживает явный кризис, как организационный, так и духовный. Государство и исполнительная власть пользуются средствами массовой информации для удовлетворения сиюминутных потребностей, но явно недооценивают важность этого института в формировании устойчивых ориентаций населения на политические объекты и отношения. Отчасти это является отражением состояния науки в политико-телевизионной области, отсутствия отечественных теоретических концепций о перспективе влияния телевидения на развитие политических процессов в государстве. Поэтому тема "средств массовой информации в современном демократическом государстве" предполагает первые шаги по изучению "терра-инкогнита" политологии.
- Вопросы для экзамена по политологии
- 27. Рациональное и иррациональное в политике
- 8. Предмет и объект политологии
- 1. Политические проблемы и политические интересы
- 12. Психология толпы. Массовое сознание и поведение.
- 9. Политические учения античности.
- 25. Теория социальной стратификации и мобильности. Теория элит.
- Понятия "элита" и "политическая элита", функции элит.
- 11. Общая характеристика современного правового государства.
- 21. Типология политических режимов.
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- 32. Глобальные проблемы современности
- 40. Личность в политике. Типология политического лидерства по м.Веберу.
- Факторы, определяющие характер политического лидерства
- Функции политических лидеров
- Типология политического лидерства
- 31. Проблемы и трудности становления средних слоев. Маргинализация и пауперизация в России.
- 17. Общие черты и причины активности современного политического экстремизма и терроризма.
- 37. Динамика социальной структуры российского общества
- 38. Сущность, структура политических систем современного мира (Сущность, структура политической системы общества)
- 7. Средства массовой информации и политика
- 19. Политические воззрения Николо Макиавелли
- 6. Марксизм о политике власти и государстве.
- 16. Социально-политические воззрения эпохи Средневековья
- 22 Основные этапы развития политической мысли
- 26 Проблемы войны и мира в современных условиях