15. Социальная организация: понятие, виды социальных организаций
Социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.
В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет и приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
Социальные организации (в дальнейшем – организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Принято выделять три основных вида социальных организаций: деловые, общественные, ассоциативные.
Деловые организации
(предприятия, учреждения и т. п.). Целевой установкой таких организаций является коммерческая идея, в основе которой – способ получения прибыли.
Общественные организации представляют собой союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью. В отличие от деловых (хозяйственных) организаций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, общественные организации занимаются решением социальных проблем общества или проблем членов своих организаций.
Ассоциативные организации построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов – это семья, круг друзей из накомых, студенческая компания, неформальные группы и объединения. Приведенная классификация носит обобщенный характер.
16. Бюрократия как особый вид социальной группы. Неизбежность появления бюрократии особенности её отношения к общественному достоянию и собственной роли в обществе. Принципы «идеальной бюрократии» М. Вебера. Понятие адхократии.
Слово «бюрократия» в буквальном переводе на русский язык означает господство канцелярии (от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть, господство), власть аппарата управления.
Считается, что термин «бюрократия» был введен в оборот в 40-е гг. XVIII в. французским экономистом Винсентом де Гурнеем, для которого бюрократия предстает как некий способ осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых гражданских служащих-чиновников. Употребление данного термина становится довольно распространенным в социально-политической литературе отдельных европейских стран в XIX веке. В этом столетии термин “бюрократия” обычно употреблялся для обозначения особого типа политической системы, в которой министерские посты занимались профессиональными чиновниками, как правило, ответственными перед наследственным монархом.
Бюрократический принцип организации социального управления и контроля органически вытекает из природы самого индустриального, массового общества. Бюрократия была невозможна ни в античном полисе, где обеспечивались права исключительно полноправных граждан, ни в средневековой Европе сее сложной сословной иерархией, в принципе исключающей возможность управленцев влиять на принятие важных государственных решений, ни в Азии с ее стратификацией по кастовому, родовому, религиозному, национальному признакам.
Бюрократия — это детище общества, построенного на принципах демократии, либерализма и рынка. «Конечно, “чиновник”, даже специализировавшийся в определенной области, издавна известен различным культурам, — отмечает немецкий ученый М. Вебер (1864–1920). — Однако полной зависимости всей жизни, всех ее политических, технических и экономических предпосылок от организации профессионально подготовленных чиновников не было ни в одной стране, кроме современного Запада» («Протестантская этика и дух капитализма», 1905).
М. Вебер, как и ряд других политологов, видел в бюрократии наиболее чистый тип рациональной организации, на котором только и может базироваться современное легальное господство. По его мнению в сравнении с коллегиальными, общественными и прочими формами управления бюрократия имеет очевидное превосходство: она наиболее рациональна в формально-техническом отношении, а потому просто неизбежна для потребностей массового управления (людьми или вещами).
«Чисто бюрократическое, т. е. документально оформленное бюрократически-монократическое управление по своей точности, стабильности, дисциплине, четкости и надежности, т. е. предсказуемости для господствующих, а равно и заинтересованных лиц, глубине и широте действия, формально универсальной применимости ко всем задачам, чисто технической оптимальности получения результата представляет собой наиболее рациональную форму осуществления господства».
«Идеальный» бюрократ (служащий) — член строгой иерархии, имеющий строго определенную сферу компетенции, соответствующую квалификацию и твердую зарплату. Он отделен от средств управления, подлежит строгому контролю и не имеет собственных целей, его воля и профессионализм целиком принадлежат государству. Эта особенность бюрократии отражается во многих странах даже в форме одежды (униформа, китель, мундир) и языке (говорят «ходить на службу», «служить», а не «работать»). «Реальные» же бюрократы довольно редко соответствуют этому идеальному типу. Бюрократия давно превратилась в самодостаточную силу, обладающую признаками крупного класса со своими экономическими и политическими интересами, идеологией, своим этосом, основанном на культе карьеры, самоотождествлении служащего с организацией, идейном и моральном конформизме, отчужденности от общественных связей.
Известный социолог М. Джилас даже пытался доказать, что бюрократия это новый полноценный общественный класс, такой же, как пролетариат, буржуазия, крестьянство.
Отличительной особенностью «реальной бюрократии» является подавление инициативы нижестоящих уровней организации. Дополнительный «запас прочности» добавляет бюрократии относительная независимость от выборных циклов, смены политического курса. Это позволяет ей проводить свою политику, целью которой является усиление собственных позиций и самосохранение как социальной группы. Другими важными задачами для чиновника являются максимизация бюджета, предоставляемого в его распоряжение, и расширение властных полномочий.
- 13.Социальная мобильность: понятие, виды социальной мобильности. «Открытые» и «закрытые» общества. Значение социальной мобильности. Объём и норма социальной мобильности. Понятие маргинализма.
- 15. Социальная организация: понятие, виды социальных организаций
- 17. Понятие социального института, основные виды социальных институтов, их предназначение.
- 18. Социальный прогресс как процесс и как идея. Критерии социальной прогрессивности. Проблема социального прогресса в современном мире.
- 13. Политические элиты: функции, роль, принципы формирования. Два подхода к пониманию политических элит.
- 14. Политические лидеры: понятие, функции, виды политических лидеров.
- 15. Политические действия и политическое поведение. Виды политических действий, абсентеизм. Фрустрация и депривация, их влияние на политическое поведение.
- 16. Политическая идеология: понятие, содержание, роль в политической жизни общества.
- 17. Политические интересы как особая форма выражения общественных интересов. Группы влияния и группы интересов: понятия и их соотношение.