logo
лекция по социализации

Понятие социализации и адаптации.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность. Этот процесс получил название социализации. В процессе взаимоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овла­девает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:

а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;

б) культура труда производственной и других видов деятельности.

Становление и развитие личности может быть представлен двумя ус­ловными этапами.

Первый состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, эколо­гических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности.

Кроме того, осуществляется и процесс овладения человеком той или иной профессией, специальностью. Это этап профес­сиональной социализации личности. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В процессе социализации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего слож­ным и противоречивым образом. Социальный опыт, который выносится раз­ными людьми из объективно одинаковых социальных ситуа­ций, может быть, следовательно, существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации ус­воение социального опыта становится и источником индиви­дуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

Про­цесс социализации не завершается по достижении человеком взрослого возраста. Продолжается этот процесс не­прерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Социализация личности осуществляется в процессе адапта­ции к окружающей среде и к социальным отношениям.

Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности — приспособление организма к устойчивым и меняющимся усло­виям среды (температуре, атмосферному давлению, влажнос­ти, освещению и др. внешним физическим условиям и воздей­ствиям), а также к изменениям и в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адапта­ционные возможности.

Психологическая адаптация представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и соци­ально-психологическим требованиям среды, условиям и содер­жанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности; личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.

Поскольку обычно выделяют две наиболее широкие сферы, жизнедеятельности человека, то и в его психологической адап­тации присутствует социальная и экологическая составляющие.

Социальная адаптация — это процесс вхождения личности в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею соци­альными нормами, правилами, ценностями, социальным опы­том, социальными отношениями и действиями.

Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:

• социально-психологической сфере жизнедеятельности личности — системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею раз­личных социально-психологических ролей, поэтому различа­ют социально-психологическую адаптацию личности;

• сфере профессиональных, учебно-познавательных и дру­гих деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности.

В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию. Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Ха­рактер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и не­сколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях — становление человека как личности и становление че­ловека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Социально-психологическая адаптация личности — это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) — положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

В процессе социально-психологической адаптации лич­ность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуще­ствления такой адаптации повышается адаптированность лич­ности.

Адаптированность личности может быть:

- внутренней, проявляющейся в форме перестройки ее функциональных структур и систем личности при определен­ной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями сре­ды, с идущими извне требованиями. Происходит полная, генерализованная адаптация личности;

- внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохра­няет себя, свою самостоятельность. В результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности;

- смешанной, при которой личность частично перестраи­вается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нор­мы, в то же время частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое «я», и свою самостоятельность.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:

1) прогрессивной, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации ив ходе реализации кото­рой достигается единство, с одной стороны, интересов, целей личности, и групп общества в целом — с другой;

2) регрессивной, которая появляется как формальная адап­тация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство собственного достоинства.

Только прогрессивная адаптация может способствовать под­линной социализации личности. тогда как длительная приверженность к конформистской стратегии ведет к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведений-(нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и к со­зданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к ко­торым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых ме­ханизмов и их комплексов.

Социализация и психологическая адаптация — процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности — это процесс фор­мирования и становления личности через овладение ею со­циальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализа­ции личности.