logo
лекция по социализации

Факторы социализации личности.

Социализация личности — это аккумулирование ею в процессе жиз­ни и деятельности опыта социаль­ного развития и поведения, накоп­ленного человечеством и передавае­мого через посредство воспитания и обучения, ролевого освоения окру­жающего мира и общества.

Факторы социализации личности. В самом общем виде фак­торы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, от­ражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, куль­турной и этнической специфики, во вторую — индивидуаль­но-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, эконо­мические, исторические, национальные и т.д. особенности раз­вития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других соци­альных обстоятельств.

Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализа­ции и развития личности, обусловлен­ные ее проживанием в составе боль­ших социальных общностей.

Страна, государство (в обыден­ном понимании — синонимы) — поня­тия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономичес­ких, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

Понятие общество (в обыденном понимании — синоним государства) — в педагогике и других науках исполь­зуется для характеристики социальных условий формирования и развития лич­ности.

Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биоло­гическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспече­ния — орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (ком­муникация, социальные отношения).

Мезофакторы — это детерминан­ты социализации личности, обуслов­ленные ее проживанием в составе общ­ностей средней величины.

Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной терри­тории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенно­стями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием сво­его единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксирован­ным в самоназвании.

Региональные условия — усло­вия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (еди­ную социально-экономическую систе­му, общее историческое прошлое, куль­турное и социальное своеобразие).

Тип поселения — село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие соци­ализации людей, в них проживающих.

Средства массовой коммуника­ции — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и пра­вовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы — детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в ма­лых группах (семье, трудовом коллек­тиве, религиозной организации или учебном заведении).