Антропологический подход
Антропология (от греч. anthropos - человек, logos - слово, идея, суждение) определяется в словарях как наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Как самостоятельная наука антропология сформировалась в середине 19 века. Ее основные разделы: морфология человека, учение об антропогенезе (процессе историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества), расоведение.
С середины 20 века усилено развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» и изучавших физиологические, биохимические и генетические факторы развития человеческого организма.
Получает развитие самостоятельное направление - философская антропология, которая в широком смысле определяется как учение о природе (сущности) человека.
Понимание природы человека, осознание его места во Вселенной всегда выступали стержнем развития многообразных культур мира. Данная проблема просматривается в древнеегипетской и тибетской «Книгах мертвых», в индусской «Книге смерти», в трудах мыслителей античной Греции, средневековой Европы, Нового времени вплоть до трудов Канта.
Понятно, что невозможно дать исчерпывающего определения природы человека, хотя и существуют различные дефиниции типа «человек - отчасти - бог, отчасти - животное, отчасти бесконечен, отчасти конечен».
Некоторые ученые (Э.Фромм и др.) указывают, что приблизительный и вместе с тем довольно точный подход к пониманию природы человека дают такие существенные свойства человека, как разум, способность к производству орудий труда, создание социальной организации, творчество символов.
По мнению современных ученых, сознание человека принципиально невозможно свести к чему-то простому, поддающемуся осмыслению в рамках аристотелевской формальной логики. Сознание имеет дело со смыслами, которые не подвластны принципам формальной логики, способной раскрывать лишь определенные связи в знаковых системах, но не схватывающей творческую природу человеческого сознания. В сознание входит и алогичная, иррациональная сфера бессознательного, в которой и происходит порождение новых смыслов. Смысл жизни связывается со смыслом существования Вселенной.
Участники XVIII Всемирного философского конгресса (Англия, 1988 г.) считают, что человечеству сейчас нужна философия нового типа «новая метафизика», которая основана на единстве истины и нравственности, познания и ответственности, что «этос войны» должен уйти, уступив место «этосу мира» (доверию, открытости, уважению, взаимному интересу людей).
В узком смысле философская антропология трактуется как идеалистическое течение в западно-европейской философии, основанное М. Шеллером и X. Плеснером в 1920-х гг. и исходившее в значительной мере из идей философии жизни В. Дильтея и феноменологии Э.Гуссерля.
Кратко остановимся в связи с этим на идеях философии жизни, основателями которой были во Франции А. Бергсон, в Германии В. Дильтей. Именно эти страны испытали и наибольшее влияние философии жизни, ее мировоззренческих установок. В числе идейных вдохновителей этого течения были Шеллинг, Къеркьегор, Шопенгауэр, Ф. Шлегер и др. Центральное понятие философии жизни - понимание жизни как внутреннего переживания (связанного с религиозными верованием), как игры духовных сил человека. При этом единственным методом познания жизни признавалась интуиция, интуитивное «понимание» жизненных явлений и процессов, которому противопоставлялось рационально-логическое познание истины. Бергсон, в частности, делил действительность на две сферы - сферу материи с ее механистическими законами и сферу жизни и сознания. В понимании жизни А. Бергсон не признавал естественнонаучного подхода к трактовке органического развития, заменив ее концепцией «творческой эволюции», в основе которой, по его убеждению, лежит «жизненный порыв», обусловленный божественным началом как движущей силы вселенной.
В. Дильтей отделял «науки о духе человека» от естественных наук и противопоставлял их методы. Взаимосвязи духовного мира можно, по Дильтею, лишь «переживать», «понимать»и позже осознавать, но не «объяснять» с помощью методов естественных наук.
На основах философии жизни в 20 гг. XX века сложилась традиционная немецкая педагогика как наука о развитии духовной жизни человека. Ее корнями питалась и социальная педагогика.
В философской антропологии существует научная концепция -антропологизм, рассматривающая, человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В антропологизме понятие «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиции которой должно производиться исследование и природы, и общества, и мышления, происходить развитие всех наук.
С материалистическим обоснованием антропологии выступали Л. Фейербах, Н. Г. Чернышевский, т.е. понимая природу человека как совокупность общественных отношений. В идеалистической философии (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, ряд представителей экзистенциализма) категория «человек» противопоставляется понятиям «общество», «природа». Западные антропологи полагали, что сущность человека определяется отнюдь не совокупностью общественных отношений, а некоей общей для всех людей неизменной антропологической природой, не подверженной никаким социальным воздействиям.
Антропологический подход предполагает изучение и знание
человека во всех отношениях во имя развития его индивидуальных
способностей. Этой целью объясняется выделение из философской
антропологии самостоятельного направления педагогической
антропологии.
По утверждению известного отечественного педагога, основоположника педагогической антропологии К.Д. Ушинского, в центре наук о человеке должен быть сам человек, всеобъемлющее и целостное знание о человеке.
Интерес к антропологической проблематике со стороны многих наук возрос с послевоенного времени. Этот интерес был, с одной стороны, естественным следствием логики развития современного научного мышления, требовавшего создания комплексной теории формирования человеческой личности на основе данных, накопленных всеми науками, изучавшими человека. С другой стороны, интерес этот, в частности в педагогике, углублялся и тем, что прежние традиционные установки и подходы к образованию человека, его обучению и воспитанию оказались в свете новейших требований научно-технического прогресса несостоятельными.
Интерес к антропологической проблематике, как и ее толкование, был в разных странах не одинаковым. К тому же философская антропология как интегративная теория наук о человеке не везде рассматривалась в качестве методологической основы антропологического «перевооружения».
Так, в англо-американском регионе была распространена больше культурная антропология с этническими разновидностями, которая использовала данные биологических и историко-сравнительных наук о человеке.
Наши отечественные ученые тоже ощущали тенденцию превращения человека в одну из самых общих, генеральных проблем всей современной науки. Они отмечали, что этот процесс связан с антропологизацией и гуманизацией системы научных знаний, что сопровождается универсализацией антропологических подходов во всей системе наук.
Так, Б.Г. Ананьев в ряде своих статей и в книге «Человек как предмет познания» (1968) отмечал, что потребность в едином фундаментальном учении о человеке остро ощущается в различных областях нашей общественной практики, что нельзя понять структуру принципов воспитания, образования в целом безотносительно к структуре
целостной природы человека, обоснованной научным фундаментом общего человекознания.
А между тем, в развитии педагогики и народного образования, по словам Б.Г. Ананьева, все еще преобладает идея системы воспитания как направленного воздействия общества на формирование индивида.
В последние годы делается попытка преодоления, переоценки прежних постулатов об общественной природе человека, воспитания, в сторону смещения акцента на биологическую природу человека.
В этом плане интерес вызывают философские подходы B.C. Шубинского к педагогической теории, лейтмотивом которых является мысль о том, чтобы в центр новой теории педагогики поставить идею жизнетворчества, формирования человека - творца, проектировщика собственной жизни, создателя и хранителя жизни и разума на земле. B.C. Шубинский подчеркивает необходимость формирования целостного человека как биопсихосоциоприроднокосмического существа на базе общечеловеческих ценностей, гуманистических принципов.
Недооценка нами в течение многих лет биологического, антропологического, космоземного измерения существования человека, феномена бессознательного в человеке дает себя знать. О подходе к человеку как космоземной сущности, как микрокосму будем говорить в специальном параграфе «эзотерический подход».
Разделяя идею о всемогуществе организованного систематического воспитания в государственных структурах и госстандартах образования, мы отвергали роль случайных факторов в развитии человека, не учитывали (да и не учитываем) принципов синергетики. А такого рода непостоянные факторы могут оказать решающее воздействие на жизнь человека, его судьбу.
Большой интерес представляет современная концепция интегральной природы человека (Ю.Г. Волков, B.C. Поликарпов). На основе научной методологии, истории мировой культуры авторы этой концепции дают комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа. Человек рассматривается как биофизический феномен со специфическими психическим, социальным и культурным мирами, как существо, чьи корни уходят в глубины Космоса. Иными словами, человек обладает интегральной природой - он представляет собой «космобиопсихосоциальное единство» (B.C. Поликарпов), целостное «космопланетарное явление» (В .П. Казачеев). Авторы развивают концепцию о том, что природа человека есть единство и взаимодействие порядка и хаоса, где интегрирующим ядром выступает личность. Данная концепция позволяет объяснить поведение человека в различных ситуациях, что имеет существенное значение для управления социальными процессами, для прогнозирования путей развития устойчивой цивилизации. Современные западные ученые, трактуя
сущность человека с философско-антропологических позиций, исходной делают посылку, что человек в отличие от животных очень слабо наделен природными инстинктами и поэтому менее приспособлен к окружающей среде.
В частности, Г. Роот считает, что человек по своей природной сущности является ущербным, т.е. он биологически не защищен, поэтому требует социального окружения, общения, помощи. Личность с философско-антропологических позиций - это «социальное существо по нужде», в силу своей ущербной биологической природы. В таком понимании и должен, по мнению Г. Роота, учитываться социальный принцип, суть которого состоит в том, что ущербность биологической природы человека должна быть компенсирована «слитностью» человека с социальной или культурной средой.
В связи с этим следует отметить, что большинство западных авторов ограничивает социальные связи человека только микросредой. Само же общество понимается многими как искусственный продукт техники, цивилизации, как враждебный индивиду, сковывающий его свободу, инициативу.
Производительный труд также получает антропологическую трактовку: это - средство защиты биологической природы человека, его внутреннего духовного мира; средство самоутверждения в жизни. Но с другой стороны, труд делает жизнь человека односторонней, он ведет ее к материализации.
Западные ученые рассматривали с философско-антропологических позиций и проблему развития человека. Бум в разработке и освещении антропологических подходов, особенно в исследовании аспектов педагогической антропологии, пришелся на Западе на 60-70 годы XX столетия.
По словам немецкого профессора, теоретика педагогики В. Лоха, антропологический подход к проблемам педагогики завершил поиск идеала человека и интегрировал результаты всех других наук о человеке (медицины, психологии, биологии, политологии, социологии).
Антропологический подход к анализу феномена человека открыл новые направления, представляющие собой совершенно неизученные области комплексной науки о человеке:
- область его духовного мира;
- повседневного жизненного существования;
- нравственных добродетелей, пороков, поведения и т.д. Огромный вклад в развитие педагогической антропологии внес
одни из крупнейших немецких философов и педагогов современности Отто Фридрих Больнов. Получив разностороннее образование в области естественных наук, философии и педагогики, Больнов продолжал развивать идеи Дильтея и Гуссерля, работая над проблемами философии жизни и философии экзистенциализма, а также над вопросами философской и педагогической антропологии. Больнов опубликовал около 60 научных трудов, посвященных только этим проблемам, в том числе 15 крупных монографий, оставил не один десяток учеников и своих последователей.
В его трудах нашли глубокое осмысление и отражение важнейшие и актуальнейшие методологические, мировоззренческие, этические вопросы, проблемы теории познания, методы научного исследования, проблемы внутреннего духовного мира человека - настроения, чувства, душевные и духовные качества и т.д.
Человек - это не материал, как отмечает О. Больнов, который можно любым способом обработать. Он развивается по собственным законам к цели, заложенной в нем самом. Процесс формирования духовного мира человека понимается им не как последовательное развитие и обогащение в его содержательном плане, а в виде внезапных скачков, рывков, различных по характеру, силе, времени и скорости и обеспечивающих переход от ступени к ступени, от одной фазы к другой. Причем все переходы носят, как утверждает ученый, кризисный характер. Подлинное становление, самовыражение человека возможно лишь в результате преодоления кризисов, которые понимаются как дар судьбы, бога, как милость, ибо каждый кризис ведет человека к очищению, обновлению и возрождению. Кризис - это обязательные «ворота», через которые человек должен пройти. Если он их пройдет, то может найти, обрести себя, если нет - возможна потеря своего «Я».
Из понимания человека как существа с бесконечно открытыми возможностями делается вывод, что у него нет никаких прочных фиксированных задатков, определенно очерченного дарования, никакой границы зрелости. Все эти границы условны и временны. Только кризис способствует развитию, реализации заложенных в человеке потенций.
В процессе переживания человеком кризисных явлений возможно лишь оказание ему некоторой помощи путем раскрытия назначения данного кризиса советами, подбадриванием, собственным примером.
В отношении определения степени влияния наследственных факторов на формирование человека среди западных авторов нет единства. Одни признают их фундаментальное значение, другие рассматривают их лишь в качестве «первого толчка». Отмечается, что развитие и обучение -взаимообусловленные факторы, действующие в течение всей жизни человека. В такой постановке проблема взаимодействия традиционных факторов - наследственных задатков и среды получает антропологическую интерпретацию. В этой связи распространены понятия «обучаемость» и «воспитуемость» человека, которые трактуются как антропологическая потребность и способность человека к обучению и воспитанию.
Опираясь на философско-антропологические установки, О. Больнов и его последователи разработали и сформулировали общие методологические принципы подхода к педагогическим проблемам, проблемам образования и их исследованию. Суть их в следующем:
1. Принцип антропологической редукции позволяет обосновать исследование первоначальными истоками, коренящимися в жизненных явлениях человека. Идти в этом случае необходимо от целого к части.
2. «Организационный принцип» - обратный антропологической редукции. Он требует изучения человеческой жизни, исходя из исследования или с позиции какого-либо одного объекта или компонента жизни (или человека). В данном случае идти следует от части к целому. Оба принципа должны дополнять друг друга.
3. Принцип антропологической интерпретации отдельных феноменов предполагает исследование отдельных частей феноменологическим путем («понимающий», проясняющий способ исследования). Он связан с искусством описания или озарением. Феноменологическому подходу будет ниже посвящен специальный параграф. Применение этого принципа означает сведение частных результатов анализа в общий комплекс проблемы (например, сопоставление анализа отдельных феноменов человека со всей его сущностью, или анализ отдельных педагогических ситуаций с учебно-воспитательным и воспитательным процессами в целом).
4. Принцип «открытого вопроса» исходит из признания невозможности окончательного сведения суммы частей к целому. Утверждается, что в принципе нельзя создать целостное, единое представление, например, о человеке, так как он в каждом феномене выглядит иначе, неповторимо. Человек неизмеряем до конца.
Вместе с тем О. Больнов утверждает, что философско-антропологические подходы дают возможность познать, раскрыть загадку человеческой жизни, загадку человеческого «Я». А она состоит в вечном начинании, непрерывном обновлении, омоложении. В этой связи он ставит вопрос развития специальной науки о пожилых - геронтогогике.
С антропологических позиций изучаются и такие личностные духовные качества как чувства, интересы, настроение. Особое внимание Больнов уделяет разработке в антропологии вопроса приподнятых настроений и положительных чувств, таких как радость, любовь, надежда, уверенность и др. Это особенно важно в кризисные периоды жизни. Бытие, по Больнову, меняется в зависимости от смены настроений человека. В этой связи им выдвигается как важная педагогическая проблема - необходимость регулирования настроений, воспитание мужества, твердого характера, который будет удерживать частую смену настроений человека.
В работах западных ученых антропологической ориентации чувство радости определяется как основной феномен жизни человека (Ю. Дрекслер). Там, где нет радости, умирает сама жизнь. Радость излучает целебную силу, оживляет и стимулирует человека. Самая чистая форма радости - это радость творчества, которое связано с чувством отв етств енности.
Важным составным элементом существования человека рассматривается любовь как наивысшая форма личностной встречи. Она является и антропологической основой воспитания. Ее отсутствие ведет к росту преступности, другим аморальным формам поведения.
Интерес представляет и философско-антропологическая трактовка языка как средства нравственного и духовного развития человека. По существу можно говорить, по мнению Т.Ф. Яркиной, о разработанном философско-антропологическом учении о языке, в котором понятие язык выступает как базовое, методологическое, связанное с сущностью человека, его мышлением и нравственностью. Только проблеме языка О. Больнов посвятил около 10 работ. Слова, высказанные в определенной ситуации, по мнению ученого, воздействуют не только на поведение человека, но и на его духовное развитие. Как и А. Гумбольдт, О. Больнов считал слово шифром, ключом к действительности. Язык не только связывает человека с миром, но и открывает для него мир. Через язык можно, по Больнову, не только управлять воспитанием, но и регулировать все отношения человека к миру, его поведение, нравственность, т.е. формировать человека в целом.
Слово не просто копирует априори существующую действительность, окружающий мир. Оно, в свою очередь, изменяет, преобразует этот мир. Считается, что слово обладает магической творческой силой.
Самовыражение человека также связано с языком. Человек формирует себя в языке и воспринимается другими через язык.
Не обойден западными учеными и процесс познания. Наряду с признанием интуитивных и медитативных форм познания многие западные исследователи признают и раскрывают процесс рационального познания, куда включают весь комплекс духовной жизни человека, всю его чувственно-практическую деятельность и дорациональные формы познания как имманентно присущие человеку до начала всякого восприятия мира.
Последние десятилетия XX столетия человечество столкнулось со многими противоречиями, приведшими к серьезным кризисным явлениям во многих областях жизни человека. В этой связи реально мыслящие ученые Запада, озабоченные экологическим состоянием планеты, здоровьем людей, обрушились с резкой критикой на существующий образ жизни в большинстве стран мира, который привел к накоплению гор оружия, угрожающего взорвать мир и творческое сотрудничество народов, угрожающего космоземными катастрофами. Критическая программа сопровождалась конструктивными требованиями «поворотного пункта» в отношении к миру и человеку, отказ от механистического мышления, при котором отсутствует целостное восприятие мира и человека в нем.
Новая парадигма, по мнению американского ученого Г. Бейтсона, это мировоззрение холизма (целостности). По Бейтсону, новая парадигма -это синоним «глубокой экологии», которая стремится к достижению единства природного и духовного начал. Здесь автор проводит связь с духовными традициями восточной мудрости (восточной философии), космологией, христианством и другими философскими концепциями.
Такие фундаментальные понятия экологического плана как равновесие и гармония в целостности выступают сегодня в качестве идеала, к которому следует стремиться и в духе которого необходимо, по мнению американских ученых, воспитывать подрастающее поколение.
Четвертый Международный форум информатики, прошедший в 1995 году в Москве и посвященный 50-летию ООН, уделил большое внимание актуальным проблемам человечества на рубеже третьего тысячелетия. Среди них центральное место заняли проблемы поиска новой модели цивилизации, связанной прежде всего с развитием ее духовных основ, определением путей и средств формирования планетарного сознания, синтетического мышления человека и глобальных ценностей человечества.
Основными чертами будущей суперцивилизации, по прогнозам ученых, станут:
- прорыв к познанию современной научной концепции Вселенной с ее универсальным механизмом информационной сущности;
- новое понимание физической и духовной структуры нашего мироздания и человека;
- овладение психической энергией;
- признание и овладение космическим сознанием и другие.
Отмечается также озабоченно, что сфера образования во всем мире
не ориентирована на развитие духовности человека, а лишь на получение главным образом утилитарных знаний, как и в поле зрения официальной медицины находятся только болезни человека, а не его здоровье.
Еще К. Маркс предупреждал (у тех, у кого патологическая неприязнь к позитивным ссылкам на Маркса, Энгельса, Ленина, уверена, при чтении этих слов появится злая усмешка, тем хуже для них) о том, что современное общество чревато своей противоположностью, что победы техники покупаются ценой моральной деградации и что по мере того, как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом своей
собственной подлости (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 16, ч. 2, с. 416). Эти слова сегодня актуальны как никогда.
В связи с этой ссылкой на Маркса вспомним об одном из свойств науки, указанном в данной книге, в первой главе. Речь шла о диалектических парах - антиномиях и среди них о внеморальности в науке. Наука (да и техника, о которой речь ведет Маркс) внеморальна в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут (и должны) относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.
Источник: Меретукова З.К. 'Методология научного исследования и образования'/ Майкоп,, 2003
- 1. Биологическое и социальное в историческом развитии человека
- 2. Социальность и разумность человека
- 3. Понятие личности
- 4. Факторы социализации, формирования и развития личности
- 5. Духовность и креативность человека
- . Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин
- Философское обобщение знаний о человеке и интеграция научных дисциплин
- 3. Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук
- Антропологический подход
- Методы изучения эволюции человека