logo
serves_deyat

1.2 Возникновение туризма и этапы его развития в России

     Туризм (от фр. Tourisme Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм - это, прежде всего, получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.

Когда в первобытном обществе человек  в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам  земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек совершал свое "путешествие" в целях первой жизненно необходимой потребности - выжить. После того как первая жизненно необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность - потребность в информации, а, следовательно, в путешествиях.

     Возникновение туризма на обширной территории нашей  страны уходит корнями в древние  времена и средневековье. Историю  развития туризма  в России вполне можно соотнести с периодизацией  истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

     Первый  этап – предыстория российского  туризма.

Географическое  положение России, расположенной  в центре пересечения торговых путей  между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

Отличительными  чертами первого этапа развития туризма в России являлись:

а) примитивизм средств передвижения;

б) путешествие  не самоцель, а необходимое условие  и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;

в) элитарность  путешествия.

     Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта.

Развитие  туризма на этом этапе связано  в значительной степени с расширяющимся  экскурсионным движением. Идея организации  экскурсий для молодежи была настолько  популярна, что нашла свое отражение  в школьных уставах.

     Третий  этап – начало становления массового  туризма.

Международная и внутриполитическая обстановка в  этот период (1-я мировая война, экономическая  депрессия, 2-я мировая война, а  внутри России – февральская и  Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.

     Этапы развития туризма  в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма.

Можно выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

а) изменение  структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

б) переход  от монопольного к многоукладному туристскому  хозяйству. Активное развитие малых  и средних туристских предприятий;

в) переход  к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

г) переход  от административного регулирования  функций туристского хозяйства  к экономическому стимулированию туристского  рынка на новой законодательной  основе.

Одновременно  резко обозначились негативные моменты  современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.

В истории  развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце   ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат  к системе ценностей начала века. 

Историко-культурный потенциал.

Историко-культурный потенциал является основой познавательного  туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, т.е. сочетаниями объектов мемориальной и духовой культуры. Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое копилось на донной территории. Практически каждая местность может представить интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом  среди памятников культурного наследия можно выделить:

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная  среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки  и скверы, зелёные насаждения во дворах и на улицах, в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Существует  множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространённая форма – организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.