2.4 Оценка эффективности pr-кампании, ее коррекция и подведение итогов.
Кроме конечной оценки, надо периодически замерять эффективность PR-кампании и по необходимости вносить в нее изменения, для чего можно использовать средства из резерва. Однако, этот замер и представляет собой весьма сложную задачу.
Практика PR выработала некоторые общие слагаемые этого процесса и они могут быть такими:
анализ использования запланированных средств и проведения соответствующих акций;
промежуточные замеры эффективности отдельных элементов PR-кампании;
корреляция принимаемых мер и используемых средств в зависимости от результатов анализа;
подведение итогов всей PR-кампании;
подготовка рекомендаций заказчику на будущее;
подготовка отчета о PR-кампании;
окончательный расчет.
Такая последовательность с включением промежуточных замеров обусловлена тем, что как бы хорошо ни была спланирована PR-кампания, нельзя полагаться на успех только в силу этого плана - реалии жизни могут внести коррективы и не позволить выйти на ожидаемый результат. Важнейшей же предпосылкой его достижения выступает непрерывный контроль (сравнение заданного с достигнутым) по основным параметрам и отклонений от них. Этот анализ выявляет их причины и открывает возможности для компенсирующих воздействий.
Для определения степени воздействия PR на аудиторию можно использовать опрос.
В практике оценки PR-кампаний "Дженерал моторс" приняты и такие меры:
периодические исследования о реакции сотрудников фирмы на публикации, на видеоматериалы. Можно также распространить анкету с вопросами: "Как часто вы читаете прессу", "Какие статьи наиболее интересны";
беседы с людьми;
работу групп по интересам "фокусных групп"). Они формируются из представителей разных профессий, возрастов и должны помочь узнать, что люди думают. Ключ к успеху такой работы ведущий, обычно приглашаемый со стороны эксперт. Так происходит и вовлечение экспертов в работу компании.
Другой распространенный метод оценки эффективности PR-кампании основан на анализе публикаций в прессе. Кроме простой подборки материалов можно также оценить их качество и соответствие намеченным целям.
Анализ эффективности PR-кампаний может быть проведен и по таким параметрам:
состояние эффективности фирмы;
изменение представлений управленческих и других структур о фирме;
изучение динамики обращений на фирму или заказов ей;
изучение изменений в общественном мнении относительно субъекта PR-кампании;
опросы партнеров, заказчиков, потребителей;
исследования социально-психологического климата и других показателей внутри фирмы;
изучение рейтинга руководителя.
К методам оценки PR-кампании относится и сравнение затрат на PR. Если клиенты готовы вкладывать деньги в PR, значит они видят их пользу. Это одновременно служит доказательством возрастания зрелости и профессионализма PR-индустрии.
При подведении итогов PR-кампании нужно иметь в виду, что в ее процессе должно, в принципе, происходить изменение мотивов деятельности, профессионального поведения сотрудников фирмы или их отношения к фирме.
И все-таки надо отчетливо представлять, что PR-кампания не дает немедленного результата и не приносит быстрой выгоды. К тому же на планируемый эффект могут повлиять различные обстоятельства.
А завершает работу хорошо подготовленный и аккуратно оформленный отчет. В нем должны быть и рекомендации на будущее. Они могут стать основой к продолжению сотрудничества с фирмой. Даже если заказчик никогда не будет работать с фирмой, отчет пригодится для потенциальных клиентов и дополнит уже имеющийся опыт.
Пример:
В России на сегодняшний день насчитывается более 1300 высших учебных заведений (половина из них - негосударственные) и около 2200 филиалов высших учебных заведений, более 1000 средне-специализированных и около 5000 профессиональных технических училищ. Фонд «Общественное мнение» провел опрос россиян в 2007 году, в результате которого стало ясно, что 88% граждан России признают важность высшего образования в нынешних условиях, на сегодняшний день процент остается тем же и с того времени даже немного увеличился. Но проблема остается. Количество желающих учиться в СУЗах и ПТУ с каждым годом сокращается. Скоро это коснется и высших учебных заведений. Поступающих в ВУЗы выпускников школ в России через три года станет вдвое меньше, чем сейчас: «В 2010 году количество абитуриентов сократится вдвое. В первую очередь это связано с мощным демографическим спадом. Количество молодежи в стране сейчас стремительно сокращается. Так, в 2008году был последний нормальный набор в вузы по количеству абитуриентов» Уже в 2009году количество желающих поступить в высшее учебное заведение сократилось на 10 %.
Сокращение абитуриентов в российских вузах будет связано не только с демографическим спадом, но и с так называемым "отложенным вопросом", когда молодые люди не сразу шли учиться в вузы, а откладывали дальнейшее образовании "на потом".
Что будет тогда происходить с научной школой в связи со снижением количества абитуриентов в ВУЗах, это тяжелый вопрос, к которому мы должны подготовиться уже сегодня. Конкуренция на данном рынке услуг будет стремительно расти. И чтобы не затеряться в огромном количестве университетов, техникумах и училищах следует начать разработку как оперативного, то есть на предстоящий год, так и долгосрочного планирования. Также необходимо определить действия внутреннего PR.
Анализ опроса учащихся 11-х классов
Для дальнейшего исследования данной проблемы и составления эффективной PR-кампании высшего учебного заведения необходимо проанализировать мнения «покупателей» данных услуг.
Были опрошены учащиеся 11-х классов средней общеобразовательной школы №1 города Челябинска.
Было опрошено 35 школьников.
Из них 17 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 15 (2человека), 16 (23 человека) и 17 лет (10 человек).
На первый вопрос: «Задумываются ли они сейчас, в какое учебное заведение они пойдут учиться дальше» 34 человека (97%) ответили положительно. Так как школьники выбирают в настоящее время, какие экзамены они будут сдавать летом, при этом учитывая направление сферы дальнейшего образования. Это говорит о том, что учебным заведениям следует уже сейчас начать рекламно-позиционный процесс.
Далее выяснилось, что 26 человек (74%) хотят поступать в ВУЗы, 9 человек (26%) в СУЗы, из них же 2 человека поставили под вопросом ПТУ.
На вопрос, во сколько учебных заведений они будут подавать документы, более половины респондентов ответили, что в более 4. Скорее всего, это объясняется тем, что в настоящее время экзамены сдаются в форме ЕГЭ, и единожды сдавши экзамен, результаты отсылаются в любой понравившийся ВУЗ.
Так же методом опроса было выявлено, что 37% при выборе учебного заведения ориентируются в первую очередь на его имидж. Это доказывают всю важность PR в образовании, его актуальность в современном мире. Так как именно при помощи него формируется благоприятный имидж организации.
Представление о качестве знаний, умений и навыков – важная имиджевая характеристика образования.
Чем лучше работают выпускники, тем лучше образование, которое им далось. Здесь есть прямая связь: качество профессиональной деятельности рассматривается как следствие качества образования. Цепь «имидж специалиста – имидж Вуза – имидж образования».
Оценить качество полученного образования сам выпускник может, как правило, только столкнувшись с реальностью профессиональной практики.
Сравнение идеальных имиджей современного вузовского образования у абитуриентов, их родителей и разных категорий состоявшихся студентов выявило, что для них важны разные составляющие имиджа. Если для родителей важен обобщенный фактор значимости образования, для студентов - его уровень, для абитуриентов – статус учебного заведения. Другим мощным фактором формирования позитивного имиджа образования является уровень профессионализма педагогических кадров.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что при формировании положительного имиджа учебного заведения надо обратить внимание на рекламацию как непосредственно самого образовательного учреждения, так и на преподавателей, студентов и выпускников.
По общей сумме трех первых баллов лидируют факторы: советы знакомых, родителей и стоимость обучения, имидж учебного заведения. В нейтральной полосе оказалась реклама.
На следующий вопрос: «какая реклама является на их взгляд самой эффективной?» учащиеся ответили следующим образом:
реклама на радио – 2 человека (7%);
реклама в печатных изданиях – 8 человек (23%);
реклама на телевидении – 19 человек (54%);
Интернет-реклама – 6 человек (17%).
По этим данным можно сделать вывод, что самая эффективная реклама – это реклама на телевидении. Далее с большим отрывом идет реклама в печатных изданиях. И лишь немногим от нее отстает реклама в Интернете.
Далее выяснилось, что Интернетом пользуются 31 человек - 89% опрошенных, из них ежедневно – 13 человек (37%), 3-4 раза в неделю – 8 человек (23%), 1-2 раза в неделю – 6 человек (17%), менее 1 раза в неделю – 4 человека (11%).
Затем вопрос звучал следующим образом: «Посещали ли вы сайты учебных заведений, в которые вы собираетесь поступать?» 17 человек ответили положительно (48% опрошенных).
Интернет-реклама с каждым годом увеличивает свой оборот и на сегодняшний день является самой быстроразвивающейся, поэтому на нее следует обратить особое внимание при разработке PR-кампании.
PR-кампания
После вышеизложенного анализа ситуации следует перейти непосредственно к разработке самой PR-кампании.
Подробнее остановимся на определении и разработке инструментов и каналов продвижения сообщений. На этой стадии определяются методы продвижения сообщений, включая инструменты и каналы подачи информации. Так как по данным опроса целевой аудитории самыми эффективными средствами подачи информации являются, в первую очередь, реклама на телевидении и в печатных изданиях, то в данной работе этому следует уделить особое внимание.
Ресурсы для проведения PR-кампании ограничены, так как в большинстве случаев у образовательных учреждений нет средств для проведения масштабных компаний. Поэтому будем действовать в ограниченных рамках.
Для начала определим календарный график по мероприятиям (Таблица 1
Таблица 1
Календарный график PR-кампании
Мероприятие | Время проведения |
Подача пресс-релизов в местные печатные издания | В течение всего года |
Организация дней открытых дверей в университете | В ноябре- декабре 2009г., в мае-июне 20010г. |
Разработка интернет-сайта, его продвижение | В течение всего года |
Встреча преподавательского состава с будущими абитуриентами и их родителями в школах | В ноябре- декабре 2009г., в мае-июне 2010г. |
Реклама в периодических печатных изданиях | В мае-июне-июле 2010г. |
Реклама на ТВ | Июнь 2010г. |
Раздача брошюр промоутерами | В мае-июне-июле 2010г. |
В ВУЗах накладно содержание специального промотдела, поэтому будет логично использовать свои трудовые ресурсы. К ним относятся: преподавательский состав и активная часть студентов. Для большей эффективности следует привлечь наиболее успешных выпускников данного учебного заведения. Ответственность возложить на деканов факультетов.
- Российский государственный торгово-экономический университет
- Регулирование рекламной деятельности (потребители, общественность, государство)
- 2.1 Подготовка pr-кампании
- 2.2 Исследования условий pr-кампаний
- 2.3 Реализация pr-кампании
- 2.4 Оценка эффективности pr-кампании, ее коррекция и подведение итогов.
- 3. Стимулирование собственного торгового персонала