logo search
социология+религии_для+социологов

28.Религия и генезис западного капитализма (в свете теоретических установок к.Маркса и м.Вебера).

Наивысшей стадией развития современного общества Вебер считал капитализм, как рациональность в наиболее конкретизированном виде. Основные факторы ГК: не материальные, а духовные явления, из которых главное - протестантская религия, проповедующая неустанный труд, аскетическое поведение, благоразумие. «Аскеза действия находит свое выражение в миру, преобразуя его рационально, с помощью какой-либо профессии». Аскетический протестантизм создал религиозные мотивы именно в сфере мирской профессии, так как ищет религиозного спасения в рационализированном осуществлении своего призвания. Все это в совокупности ведет к накоплению капитала, развитию торговли и предпринимательской деятельности, основанной на доверии и честности. Наиболее полное развитие этот тезис получил в работе Вебера «Прот.этика и дух кап-зма», где автор ставит проблему происхождения западной цивилизации и современного капитализма как одной из ее сторон. Современный западный капитализм характеризуется специфическими чертами, отличающими его от капитализма, который существовал во все времена и во всех странах и ничего общего не имел с той специфической организацией труда и рациональной системой учета, которые возникли на Западе. «Социальная этика капиталистической культуры это представление о профессиональном долге, понимаемая как призвание, как личный призыв Бога». Происхождение ГК связано не только с рядом объективных и отчасти технических перемен, но и с новым направлением творческой инициативы, личной энергии. М. Веберу пришлось полемизировать с такими "авторитетами", как К. Маркс и В. Зомбарт, которые приписывали главную роль в возникновении капитализма (с разными знаками) еврейству, на что М. Вебер резонно отвечал: «Еврейство находилось в сфере политически или спекулятивно ориентированного "авантюристического" капитализма, который у европейцев вызывал отвращение». Маркс не только категорически отрицал конструктивную роль накопительских нравственных установок, но пришел к заключению, что попытка выводить производственный прогресс непосредственно из развития товарного обращения противоречит историческим фактам.В ходе работы над «Капиталом» Маркс убедился, что и чисто логически из простого товарного производства новый строй экономических отношений никак не выводится. Оказалось, что сам по себе рынок не тождественен капитализму - истина, которую по сей день никак не могут усвоить многие наши экономисты. Дело в том, что для организации массового производства, основанного на наемном труде, надобно принципиально новое «бытие»: требуется, чтобы на рынке вдруг появилось массовое, избыточное предложение товара особого рода -свободной рабочей силы. А откуда такой необычный товар мог взяться в традиционных обществах, где основную массу населения составляют крестьяне, связанные общинными отношениями и органично сращенные со средствами своего производства — землей, что практически исключает для них как надобность, так и возможность торговать собой. Пока живо крестьянство (крепостное или свободное) и пока оно составляет большинство населения данной страны, никакие, даже очень крупные деньги в руках разных резвых стяжателей не ведут к существенным изменениям в традиционном народном хозяйстве. Скопленный капитал остается мертвым сокровищем - его невозможно использовать для глубокой крупномасштабной реорганизации производства, ибо на рынке нет массового предложения свободных рабочих рук, подгоняемых к найму подтянутым животом. Глубокое осознание этого обстоятельства - самый важный вклад Маркса в теорию становления капитализма. В отличие от классиков он пришел к заключению: капитализм начинался вовсе не с добродетельного накопления, а с беспощадной аграрной революции. Чтобы наемный труд стал фундаментом производства, власть имущим нужно было начать истребительную войну с большинством своего народа - силой отнять у крестьян землю, выгнать их вон нагишом, так что деваться им было бы некуда кроме фабричной казармы. Никакими законами эволюции рынка такого крутого массового злодейства, как чистка земель в Англии, объяснить было нельзя - Маркс понимал это; поэтому в своем «Капитале», прервав логику чисто экономического умозрительного анализа товарных отношений, он приступил к описанию сути того, что действительно было. «Мы оставляем здесь в стороне чисто экономические пружины аграрной революции, - заявляет он вдруг. - Нас интересуют ее насильственные рычаги». Маркс весьма красочно обрисовал механизм генезиса капитализма как катаклизм, суть которого - чудовищное насилие.

29. Мистицизм – созерцание и опустошение. Мистик – не всякий! Задача: полное слияние с Божественным абсолютом. Полное погружение в сакральную реальность. Прекратить профанную деятельность. Человек должен стать сосудом, который наполняется Божеством. Уничтожить в себе индивидуальное. Это и будет Спасение. Созерцательный путь (даосизм, шаманизм, пятидесятники, исихасты, в Индии путь знания йога, католические мистики)

Аскетизм – контролировать свои естественные потребности. Усердие, Постоянство, последовательность. (конфуцианство – служение традиции, принятие мира; кальвигизм – мирская аскеза, преобразование мира.