logo
социология+религии_для+социологов

25.Священство, пророчество, царство как социорелигиозные функции (к.Доусон «Религия и культура»).

Духовный класс формирует сакральную традицию, связывающую всю культуру воедино и накладывающую на нее свой характерный отпечаток, и сам, в свою очередь, этой традицией формируется. Каждый социальный образ жизни в той мере, в какой он обладает духовной традицией и организованной социальной религией, стремится развивать этот специализированный религиозный класс, или орден, состоящий из людей, которые выделяются из общества и на которых возлагается функция посредничества между общиной и божественным миром. Подобные классы отличаются от культуры к культуре, но повсюду мы найдем одни и те же социальные типы, повторяющиеся до такой степени, что всё их множество можно свести к нескольким первоначальным архетипам. 1)это жрец, являющийся в обществе представителем специализированной религиозной функции: человек, которого воспитывают и выделяют из общества для выполнения ритуалов и церемоний (прежде всего жертвоприношения), образующих сущностную связь между обществом и его богами, необходимое средство для приобретения божественного расположения.2)это царь(законодатель) к которому относятся как к личному представителю или воплощению божественной власти. 3)это пророк(провидец)- глашатай божественной воли, интерпретатор снов и пророчеств. Три этих типа, конечно же, не исключают друг друга. Царь может быть жрецом, жрец может быть пророком, а пророк - законодателем. Но они представляют три отдельные функции и обеспечивают основание для типологической классификации культур, которая обладает определенным значением при научном исследовании всякой исторической религии. Пророческий тип первый,т.к.наиболее важен с религиозной точки зрения.Пророческий тип равно характерен и для самых примитивных, и для самых развитых форм религии.

26.Типология религиозно-символических систем (Работа Р.Беллы «Социология религии»).

Религия, по Беллу, есть совокупность символических форм, соотносящих человека с конечными условиями существования. Р. Белла предложил пятиэтапную классификацию, основу которой составляет степень дифференциации системы религиозных символов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный этап. Примитивная религия исчерпывается двумя символическими формами - ритуалом и мифом. На этом этапе еще не существует религиозной организации. Мифы в очень большой степени связаны с деталями реального мира. Примитивное религиозное действие характеризуется не богослужением, не жертвоприношением, а лишь "участием", "воплощением", "приобщением" к коллективному действию. Все присутствующие включаются в религиозное действие на равных: нет ни священнослужителей, ни паствы, ни посредников, ни зрителей. Примитивная религия основывается на верованиях в злых и добрых духов, в существование колдовских сил, которые составляют основу магических действий. В примитивной религии можно выделить три варианта или три подтипа: индивидуалистический, шаманистский и общинный. Архаическая религия включает в себя неолитические религии значительной части Африки, Полинезии и туземного Нового Света, а также религии бронзового века, получившие распространение как в Старом, так и Новом Свете. Появляется организация религиозной деятельности в виде культа, с комплексом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений, часто с обожествляемой или первосвященнической царской властью. Комплекс мифов и ритуалов, присущих примитивной религии, сохраняется в структуре религии архаической, но по-новому разрабатывается и систематизируется. Как символическая система религия архаическая отличается от примитивной тем, что, хотя по-прежнему священное и мирское воспринимаются как различные способы организации единого мироздания, все же дистанция между человеком и божеством увеличивается. Верования начинают приобретать авторитарный характер: многие из них принимаются на основе доверия к их источнику - личности или группе, включаются в отношения господства и подчинения. Историческая религия - это совокупность религий, которые М. Вебер называл "мировыми": иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам. Важнейшие общие черты исторических религий:

1) идея единого Бога, который является единственным творцом и вседержителем

2) универсальность: они не "привязаны" к какой-то одной группе или "народу"

3) религиозное действие, прежде всего - действие, необходимое для спасения;

4) дифференциация религиозной организации от других форм социальной организации, большая и меньшая независимость от прочих структур, прежде всего – политической.

Раннесовременная религия - протестантизм эпохи Реформации и другие похожие движения (по мнению Белла - секта Джо-до-шин в Японии) знаменовали собой сдвиг в сторону посюстороннего мира в качестве главной сферы религиозного действия: спасение надо искать не в бегстве от мира, а в гуще мирской деятельности. Между человеком и Богом не должно быть посредников, вера - прямая связь человека с Богом, его индивидуальное отношение со "священным космосом", добровольное членство в религиозной общине. Белла констатирует сдвиг от раннесовременной религии к современной в большинстве наиболее развитых стран. Это сдвиг к поиску личностно-значимых этических ориентиров, от церковной приверженности - к личной ответственности. Социальная роль религии возрастает в связи с этим, поскольку областью ее деятельности становится сфера постоянного совершенствования культуры общества и ценностей личностной системы. Новый тип религии имеет личностный и индивидуалистский, но отнюдь не асоциальный или аполитичный характер.