Признаки «тоталитарной секты» согласно а. Л. Дворкину
Согласно А. Л. Дворкину, главные признаки тоталитарных сект и их отличие от других религиозных организаций касаются не содержания их вероучения, а способов привлечения и удержания новых членов[10]. Среди многих признаков, характерных для тоталитарных сект, Дворкин выделяет два наиболее характерных: непрозрачность и обман[10]. Как и для сект в целом, для тоталитарных сект характерно наличие выдающегося харизматического лидера, хотя для вторых такой лидер имеет особую значимость, и оказывает, как правило, гораздо большее влияние на других членов общины[10]. Такой человек («учитель», «гуру») рассматривается как просветлённый, святой или посредник между людьми и Богом, а его почитание нередко доходит до поклонения ему как пророку или живому божеству[10]. Согласно Дворкину, тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации[10]. Часто тоталитарные секты скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Дворкин также отмечает, что доказать использование перечисленных приёмов в каждом отдельном случае довольно сложно из-за закрытого характера многих сект (не только тоталитарных), поэтому отнесение конкретных организаций к числу тоталитарных сект является предметом острой полемики, в том числе в органах законодательной и судебной власти[10].
А. Л. Дворкин также утверждает, что среди прочего, в тоталитарных сектах широко применяется техника «промывания мозгов»[10]. Это достигается прежде всего изоляцией адептов секты от внешнего мира: им запрещают видеться с семьей, читать книги, газеты, смотреть телевизор, слушать радио[10]. Сектантам навязывается представление обо всем, что не связано с сектой, как о зле[10]. Их нередко будят по ночам для разного рода проповедей, молитв, пения. У сектантов нет времени, чтобы одуматься: они либо работают, обогащая духовных лидеров, либо совершают обряды, распевают молитвы, и т. д. Сектант никогда не бывает один, за ним кто-то постоянно присматривает[10]. Таким образом притупляется способность человека к критическому мышлению[10]. Всё имущество неофита, как правило, переходит лидерам религиозной общины. Поощряется привлечение родственников, родители приводят своих детей[10]. Лидерами тоталитарных сект, по утверждению Дворкина, чаще всего становятся психологи, психотерапевты — люди, знающие механизмы человеческой психики[10].
- Социокультурные предпосылки возникновения социологии религии.
- 6. Социология религии в России
- 8. Принцип социологизма у учение э. Дюркгейма о социальной природе религии….
- 17.Символическое упорядочивание мира человеком: структура социального пространства и времени в категориях религиозно-символической системы.
- 18. Тетрадь у Даши!!!
- 19.Архаический ритуал и его функции в дописьменных обществах.
- 20. Архаический ритуал как символическая система и его типы.
- 24. Социологическая теория магии, проблема проведения разграничения между религией и магией (м.Мосс, б.Малиновский, м.Дуглас).
- 25.Священство, пророчество, царство как социорелигиозные функции (к.Доусон «Религия и культура»).
- 27 Работа м.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»
- 28.Религия и генезис западного капитализма (в свете теоретических установок к.Маркса и м.Вебера).
- 30. Религия и социальная стратификация.
- 33. Формы взаимоотношений между государством и религиозными организациями
- Протестантский фундаментализм
- Католический фундаментализм
- Православный фундаментализм
- Исламский фундаментализм
- Иудейский фундаментализм
- Индуистский фундаментализм
- 39. Теории секуляризации (с.)
- 40.Секуляризация и «религиозное возрождение».
- 41. Процессы секуляризации в истории России.
- Признаки «тоталитарной секты» согласно а. Л. Дворкину
- 45. «Гражданская религия» и ее социальные функции в обществе современного типа (исследование «гражданской религии сша» р.Беллы).