logo search
социология моё

Социальное поведение. Основные теории и виды.

Самые распространенные теории социального поведения: ролевая теория, необихевиоризм, психоаналитические концепции, социобиология.

Ролевая теория описывает социальное поведение понятием “статус” и “роль”.

Необихевиоризм распространен в американской социологии. Поведение человека описывается совокупностью реакций на те или иные стимулы.

Психоаналитическая ориентация в социологии - направление, включающее в себя социально-философские и социологические идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов, конкретные социологически исследования, основанные на принципах психоанализа.

Основная проблема во всех концепциях - конфликт личности и общества.

По мнению большинства сторонников психоаналитической социологии, цивилизация, социальные, моральные нормы, запреты, санкции, искажая, подавляя исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов и т.п. Вместе с тем социальные нормы являются необходимым условием выживания общества. Для разрешения этой ситуации существует психоаналитическая терапия. Начиная с 20-х годов психоаналитическая социология заняла заметное место в социологии, особенно в таких областях, как социология семьи, девиантного поведения, культуры, войны, лидерства, общественного мнения; в социальной психологии.

А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежит чувство неполноценности, требующее компенсации. Комплекс неполноценности может привести к уходу человека от трудностей, пассивности, а может к лидерству как способу компенсации. Адлер рассматривал “донжуанство” как способ самоутверждения.

К.Хорни (представительница неофрейдизма) развила теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством тревожности, присущей человеку перед лицом окружающей действительности. Преграды экономического, правового, этического характера, возникающего перед человеком при стремлении к цели, усиливают у большинства людей чувство тревоги, вызывают стремление к безопасности. Поиск путей выхода из этого конфликта порождает, согласно Хорни, формирование трех типов личности. В зависимости от отношения к окружающим людям они делятся на: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества типы.

Г.С. Салливан (американский представитель неофрейдизма) рассматривал личность как совокупность социальных масок, отрицая ее индивидуальность. Духовный мир большинства людей заполнен иллюзорными престижными ценностями, и личность формируется под их воздействием. Число типов личностей у каждого человека соответствует количеству его межличностных ситуаций.

Концепции социального характера. Э.Фромм определяет социальный характер как форму связи между психикой человека и социальной структурой общества. Социальный характер выступает как “ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры, в то время как индивидуальный характер - это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга”. Например, Фромм определяет черты социального характера человека в условиях рынка: стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность, чувство неуверенности, отчужденность.

Фрейдомарксизм. Две великие теории, претендующие на объяснение широкого круга явлений - марксизм и фрейдизм не могли не встретиться. Утверждали, что социальные революции невозможны без сексуальной революции, которая должна высвободить первичные влечения человека. Иначе результатом может быть лишь новая форма тоталитаризма, поскольку сохраниться “сублимированное рабство”.

В. Райх (1897-1957): главная идея - сексуальное удовлетворение является важнейшим условием равновесия как отдельного индивида, так и всего общества. Даже фашизм он объяснял как результат массового подавления сексуального влечения у нескольких поколений. У отдельного человека такое подавление приводит к неврозу и мышечному торможению.

Другие социальные типы личности

“Человека организации” как современный социальный тип описал американский социолог У. Уайт. Этот тип отличается высоким чувством корпоративности, преданности своей организации. Наиболее характерен для японской системы пожизненного найма.

Американский социопсихолог Д. Рисман выделяет три основных типа социальных характеров, соответствующих трем типам общественного устройства: 1) “традиционно-ориентированный” - консервативный, приверженный ценностям своего сословия; 2) “ориентированный изнутри” - характерен для периода становления индустриального общества; 3) “ориентированный извне” - характерен для условий потребительского общества с его массовой культурой, иллюзорными ценностями.

Наиболее привлекательной Риcману представляется “автономная личность”, чуждая внешних манипулятивных влияний, конформизма, имеющая волю и четкие цели.

М. Вебер (1864-1920) разработал концепцию поведения (“Теория идеальных типов поведения”). Он определяет четыре “идеальных” типа социального поведения человека: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное (эмоциональное), традиционное. Целерациональное поведение характеризуется целесообразными действиями, направленными на достижение определенной цели (накопление денег, карьера и т. п). Ценностно-рациональное поведение тоже целесообразно, но его мотивы не однозначны. Например, капитан остается на тонущем корабле, хотя может спастись. Здесь имеем поведение, ориентированное на систему принятых человеком ценностей. Аффективное поведение определяется душевным складом человека, часто носит неадекватный характер. Традиционное поведение характерно для людей консервативного склада, приверженного обычаям, ритуалам, которые стали его второй натурой. Поведение таких людей наиболее предсказуемо.

Интеракционизм (interaction - взаимодействие). В центре внимания - процесс взаимодействия индивидов. Представители: Джордж Мид, Герберт Блумер.

Поведение индивида - это реакция на поведение другого индивида. личность утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Взаимодействие - это система коммуникаций и межличностного общения. Чем разнообразнее и шире система взаимодействий личности, тем богаче и своеобразней реакции, способы деятельности личности.

Считали, что социальный мир и личность являются продуктом ролевого взаимодействия между людьми. Таким образом мир наполнен субъективностью и представляет собой организованный мир культуры. Таким образом акцентировали внимание на коммуникативных формах - информационных процессах, языке, средствах связи и т.п. Точка зрения интеракционизма противоположна структурному функционализму.

Теория “зеркального “я” –в отдельном вопросе

Виды социального поведения:

Ролевое

Организованное

Массовое (массовидное) - к нему, в частности, относят “поведение потребителя”

Организационное (поведение человека в организации)

Ритуальное

Демонстративное

Альтруистическое

Кооперативное.

Творческое

Поведение, обусловленное принадлежностью человека к той или иной этнической общности (этническая психология)

Поведение человека, проживающего в той или ином регионе.

Нормативное поведение определяется набором предписаний, характерных для того общества, к которым принадлежат индивиды, совершающие акт поведения;

ситуационное - той реальностью, в которых оно возникает. Пример: в концертном зале тишина (нормативное поведение). Зрителю стало плохо, возникает шум, ему оказывают помощь (ситуационное поведение).

Нормативное поведение не всегда записано в документах. К нему относится и такое, которое основано на некотором статистическом среднем “надо сделать так, потому что все так делают” (ритуальное поведение), “родители так учили” (подражательное поведение).

Рациональное поведение - цели осознанны; интуитивное - неосознанные цели.

Нельзя обойтись только нормативными правилами. Аналитическое поведение характеризуется осознанностью целей и плана их достижения. Полностью находится под контролем сознания. Развлекательное поведение возникает тогда, когда цели поведения, которые в данном случае могут быть осознанными и неосознанными, и действия, направленные на достижения этих целей, не причиняют никакого вреда другим индивидам, принося субъекту выигрыш. Игровое поведение связано с тем, что в процессе достижения своих целей субъект причиняет вред окружающим.

Социобиологический подход к поведению

Социобиология изучает биологические основы всех форм общественного поведения, включая человека. Термин появился в 1946 г.

Поведение человека обусловливается как социальными, так и биологическими факторами. Биологическое в человеке “соучаствует” в социальных процессах.

* Точка зрения социобиологов - объяснять общественно-политические процессы, моральные нормы, классовые отношения (иерархию), преступность, войны, культуру и т.д., исходя из природной сущности человека, его инстинктов, генетической программы, животных потребностей, законов стадного поведения.

Социальная этология (К. Лоренц, Н. Тинберген, Д. Моррис и др.). Через призму внутривидовой конкуренции осмысливаются социальные трения и конфликты.

Р.Д. Александер (амер.) - один из ведущих представителей социобиологов. В обществе действуют те же законы, что управляют и биологической эволюцией. Человеческое поведение определяется стремлением к счастью. Перечень потребностей для счастья: еда, секс, родительство, собственность, избежание боли, стремление к удовольствиям и т.п. В этом списке нет ничего, что не означало бы счастья, эквивалентного счастью нечеловеческого существа. В основе Билля о правах, составной части конституции США, лежит принцип стремления к счастью .

Понимая сложность работы в области поведения живого, социобиологи оговаривают для себя право некоего не совсем строго научного исследования. Уилсон: “Социобиология может лучше всего объяснить лишь незначительную часть человеческого социального поведения в манере рассказа. Его полное прояснение придет только посредством более глубокого исследования как со стороны биологов, так и со стороны ученых-социологов”.

Возражения оппонентов: человек со своими потребностями и социальными средствами их удовлетворения создает себе среду обитания, а не приспосабливается к условиям. Сами потребности - это не видоизменение биологических нужд животного, а нечто совершенно иное.

Среди инстинктивных форм поведения центральную роль играет агрессивность с ее разнообразными формами. Агрессивность - есть реакция на нарушение или угрозу нарушения территории, жизнеобеспечения данного сообщества.

Принцип территориальности: человек - территориальное существо. Обладание территорией - жесткий императив. Это может быть семейный участок, родо-племенная территория или территория государства.

Д. Моррис различает три вида человеческой территориальности: племенную, семейную и персональную (последние две - личная собственность). Племенная существует в различных видах и объясняет стремление социальных групп к внутреннему единству и изоляции (например, закрытые для посторонних клубы). Такая дифференциация обеспечивает чувство безопасности. Человек нуждается в индивидуальной территории, общество охраняет свою территорию от пришельцев. Отсюда - нелюбовь к чужим, к смешанным бракам, обособление общин и т.п. Крайнее проявление - ксенофобия (страх перед чужими).

Объединения людей могут быть неформальными, но все равно подчиняются законам территориальности (борьба гангстерских групп за сферы влияния - то же). Борьба протестантов с католиками.

Характер агрессивных реакций таков, что каждая особь в процессе отбора обретает способность делить остальных на своих и чужих. При этом должен был существовать отбор на отличение родственников и друзей от “чужаков”, по отношению к которым агрессивность необходима. Люди подобны другим видам в этом отношении и даже превзошли их в способности усиливать проявление внутривидовой агрессии - вести войну.

* Исследования показали реакцию маленьких детей при встрече с иностранцами: ребенок отворачивается, причет лицо в плечо матери и начинает плакать. Это относительно сложная реакция впервые возникает в возрасте от 6 до 8 месяцев и достигает пика в течение следующего года. Она не зависит от предыдущего опыта общения с иностранцами, не связана с сигналами или какими-нибудь знаками дискомфорта со стороны матери.

Этнографы среди этнических стереотипов поведения людей отмечает феномен разделения людей на “своих” и “чужих”. Это действительно фиксируемый наукой факт этнического самосознания индивидов. Каждая этническая группа имеет свое самосознание, при этом совокупность людей обычно отличает себя от членов иных подобных общностей. При этом особую роль играет антитеза “мы” - “они”.

Стремление к обладанию собственности является биологической потребностью. Институт собственности - явление однопорядковое (а может и тождественное) территориальности, природное право на микросреду обитания (например, гнездо птицы).

В крупных городах человек лишен необходимого пространства. Как следствие - преступность, уличные беспорядки, повышенная агрессивность. Факторы социальной cреды деформируют или блокируют биологические механизмы человека. Условия цивилизации деформируют нормальную жизнедеятельность: длительное пребывание человека в тесных помещениях, изоляция от природы, скученность, дефицит человеческого соучастия и общения. Условия современной жизни аналогичны ситуации зверинца. Человек в условиях цивилизации (подобно зверям в неволе) либо впадает в состояние апатии, либо ищет новые формы активности (которые составляют характерные черты современной культуры).

Как тип поведения агрессивность больше всего сближает человека с животным, биологически необходима. Уилсон полагает, что те общества, которые попытаются вообще устранить агрессивные проявления в повседневной жизни, снизят общую приспосабливаемость человека, так как некоторые агрессивные эмоции выполняют роль своеобразных клапанов, выпускающих излишнюю энергию, не находящую себе другого разумного выхода.

Некоторые социобиологи полагают, что общества в конце концов научатся направлять агрессию в мирное русло. Это может быть достигнуто посредством катарсиса или сублимации, например, в спорте. Религия подавляет биологическое поведение человека, в т.ч. агрессивность.

Формирование и функции человеческой культуры - по аналогии с биологическими ритуалами, т.е. врожденными двигательными стереотипами животных, которые зафиксированы в механизме наследственности. В культурной ритуализации передается традициями, а не генетической наследственностью (как у животных), однако в процессе возникновения традиции срабатывают инстинктивные механизмы.

Функции ритуалов у животных и человека: 1) смягчение агрессивности и 2) установление внутривидовых контактов. Ритуализация у человека осуществляется через традицию, у животных - наследственно. Но и традиция - продукт биологического процесса (врожденная потребность следовать привычке, боязнь нарушить общепринятые правила). Все это - механизмы, обеспечивающие прочность и устойчивость форм поведения и передачу их из поколение в поколение, - являются общими как для биологических, так и для культурных ритуалов .

Р. Линтон (амер. антрополог и социолог), исследователь африканских культур. Значение культуры определяется тем, что она компенсирует утрату в ходе естественной эволюции животных качеств.

Ведущее понятие в социобиологическом подходе к поведению - это понятие альтруизма (так как явление альтруизма противоречит Дарвиновской идее борьбы за существование).

Альтруизм - принцип, согласно которому благо другого и он сам более значимы, чем собственное “я” и свое благо.

Пример: особь подает сигнал тревоги при приближении хищника, тем самым привлекая внимание к себе и увеличивая вероятность собственной гибели, но спасая этим других (хищник чаще всего выбирает кричащую особь), вместо того, что тихо скрыться.

Для эволюциониста трудно объяснить происхождение криков тревоги, поскольку они не могут быть объяснены с помощью индивидуального отбора.

Альтруизм человека, мораль, патриотизм имеют генетическую основу (муравьи жертвуют жизнью, чтобы спасти колонию, повинуясь биологическому импульсу, вытекающему из необходимости сохранения вида) . Из всех млекопитающих самые альтруистичные - шимпанзе. “Социальные насекомые” демонстрируют самопожертвование, вполне сопоставимое с поведением человека (пчелы, термиты (солдатская каста) погибают, жаля врага). Это не означает, что они обладают теми же способностями, что и люди. Но это указывает на то, что подобный импульс не является чем-то трансцендентным и возможно биологическое объяснение феномена самопожертвования.

Популяции, в которых индивиды проявляю самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых прежде всего заботятся о своем благополучии. Таким образом, альтруизм играет эволюционную роль.

Девиз эгоизма - “после меня хоть потоп”. По мнению социобиологов человек “обречен” быть альтруистом. Его сопротивление этой судьбе коренится в несовершенстве социальных условий, искажающих природу человека и его представление о самом себе.

Социологи отмечают наличие взаимного альтруизма во всех человеческих культурах, проявляющуюся в 4-х формах:

1) помощь людей друг другу во время опасности (войны, катаклизмы);

2) справедливый дележ пищи;

3) помощь больным, раненым, очень молодым и очень старым;

4) помощь посредством орудий;

5) помощь посредством знаний. Во всех случаях наблюдается низкая ценность совершаемого действия для дающего и высокая для берущего.

Однако есть и противоположные примеры (слоны отпихивают малышей от воды, отбирают куски). То есть принцип альтруизма не универсален.

Семейно-брачные отношения тоже объясняются биологическими предпосылками. У большинства видов о потомстве заботится, в основном самка, в то время как со стороны самца имеются лишь некоторые вспомогательные усилия. Действия самца, в основном, ограничиваются выбором и защитой места обитания, защитой самки, обучением молодняка способам обращения с пищей. Самцы, в основном, “дезертируют, когда потомство еще мало. Сложность, запутанность и даже трагичность сексуального поведения человека состоит в том, что в нем совмещаются вершины биологической эволюции с культурной духовностью.

“Двойной стандарт”: у самцов стремление оплодотворить как можно больше самок, у самок, наоборот, стремление сохранить потомство (склонность к изменам генетически наследуется).

Доказано, что табу инцеста (запрет кровнородственных браков) тоже имеет генетическую основу.

Как указывают антропологи, люди, пользующиеся в детстве одним горшком, не женятся во взрослом состоянии.

Шимпанзе избегают инцеста между близкими родственниками, постоянно отвергая в качестве сексуальных партнеров тех, с кем они были тесно связаны в детстве.

Эксперименты на дрозофилах показали, что при возможности выбора самки предпочитают самцов, которые не состояли в ними в родстве.

Если возможность выбора ограничивалась дальними и близкими родственниками, то предпочтение отдавалось дальними родственниками.

В случае близкородственного “брака” жизнеспособным оказывалось лишь 25% потомства, остальное погибало .

Общественные отношения можно сопоставить с внутристадной субординацией животных, особенно приматов. Общественное неравенство объясняется генетической (биологической) уникальностью людей, естественным различием индивидов. Недовольство людей своим социальным положением связано с непониманием того, на что они могут претендовать, а на что - нет. Требование общественного равенства неправомерно. Неестественное равенство несправедливо. “Неправота никогда не заключается в неравных правах, она заключается в притязании на “равные” права...” Стадная иерархия обеспечивает выживание сообщества животных. Социальная субординация - природой заложенный закон самоорганизации людей .

Биологические концепции игры сводят ее сущность к проявлению врожденных человеку инстинктов и влечений (представители - Г. Маркузе, Эриксон). В психоанализе спонтанная игра является символом нерепрессированной жизнедеятельности (то есть свободы). Идея игры как естественного проявления свободы. В игре - двуплановость ситуации - условный мир игры отличается от сферы неигровой деятельности. Подобно играм молодняка у животных ролевые игры у молодняка способствуют адаптации к среде.

Согласно Фрейду, детская игра является непосредственной формой выражения инстинктивных импульсов, в то время как у взрослых игровые влечения бессознательно подавляются нормами социального поведения, вследствие чего их проявление имеет сублимированную форму, выраженную в образах художественной фантазии . Главной формой игровой деятельности является искусство.

Игра обнаружила трансцендентные качества: заставляя человека верить в игровой мир, она выводит его за пределы наличной ситуации. Игра родственна в этом отношении религии, которая сама может быть названа видом игры.

Массовое поведение

Теории коллективного поведения - социально-психологические и социологические концепции, предметом исследования которых являются массовые, спонтанные реакции людей на критические (“пограничные”) ситуации, возникающие объективно и внезапно (стихийные бедствия, войны, революции и т.п.). Основной характеристикой такой ситуации является ее непредсказуемость, непривычность, новизна. Незнакомая ситуация порождает в массе подозрительность, повышает напряженность и как следствие - деморализацию, панику. Паника - классический пример массового поведения.

Социологи главными типами массового поведения называют: панику, апатию, бумы и сумасшествия, моды, мятежи, социальные движения.

Рассматривая массовое поведения социологи выделяют такие его характеристики.

1. Фокус внимания его участников перемещен с повседневных проблем на отдаленные - национальные или международные. Это ведет к утрате чувства реальности.

2. Часто это действия “по прямой” в обход законных процедур. Корнхаузер: “Политическая активность масс имеет тенденцию быть недемократичной... отрицает уважение к принципам свободной конкуренции и публичной дискуссии как основы для компромисса”.

3. Нестабильность, готовность изменить направление и интенсивность своей реакции - от апатии до активизма.

4. В массовом поведении массовое поведение протекает на большой скорости и охватывает центры общества.

Три наиболее характерные черты толпы:

1. Толпа представляет единое целое, как организм низшего порядка. Толпа обладает свойствами биологического организма.

2. Толпа оказывает подавляющее действие на психику человека.

3. Личность в массе нивелируется, приобретает другие черты.

4. Особое влияние лидера.

* Что делать, чтобы не попадать под влияние толпы? - Повышать свой духовный уровень, учиться.