41. Средний класс. Его роль в общественном развитии России
По сути, средний класс является уникальным понятием в мировой истории. Его стали различать только в двадцатом веке. Его роль в обществе достаточно специфическая. Средний класс является неким стабилизатором общества. Устойчивый средний класс – залог стабильности в обществе, броня, что не дает развиваться межнациональным конфликтам. Средний класс является самым широким потребительским рынком для среднего и мелкого бизнеса.
Средний класс — занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии. Он характеризуется уровнем доходов, социальным статусом, характером потребления, уровнем образования, стилем жизни, фундаментальными ценностями. На основании различных признаков этот класс в свою очередь также дифференцирован по образованию, роду занятий, доходу, культуре и т.д. Средний класс играет стабилизирующую роль в обществе — чем он больше, тем надежнее нейтрализует крайности противоположных сил.
В основном средний класс формируется из высококвалифицированных, подготовленных людей, выполняющие интеллектуальные функции, это научный и управленческий персонал. Относительно существования среднего класса в России имеются разноречивые мнения: нет среднего класса в западном понимании, средний класс есть. Средний класс — стабилизирующий фактор в развитых странах. Потребительские запросы среднеобеспеченных слоев населения во многом определяют развитие экономик. Этот класс — основной хранитель общественных отношений, носитель господствующей идеологии, всей системы ценностей. Средний класс стратегически нацелен на сохранение сложившейся ситуации в обществе и является стабилизирующим фактором. С экон. точки зрения средний класс — это преобладающая часть экономически активного населения, у которого есть возможность производительно трудиться и воплощать заработанные средства в материальные блага.
Подавляющее большинство имеет благоустроенное жилье, где каждый член имеет свою комнату., половина обладает дачами, 60% имеют автомобили, 45% — гаражи, 1/3 имеет второй автомобиль и персональный компьютер, 70% имеют платные медицинские и образовательные услуги и поездки за рубеж. Как видим стандарты потребления не такие и низкие, что опровергает мнение о гибели среднего класса. Уровень душевого дохода составляет 1500-5000 рублей, но он в силу специфики России чаще всего искусственно занижается с целью ухода от налогов и не учитывает дополнительные источники доходов. Интересны не только количественные показатели, выявленные социологами, но и качественные:
высокий уровень адаптации к рыночной экономики,
склонность полагаться только на свои силы, не рассчитывая на правительство,
максимальное использование своих ресурсов, особенно в предпринимательской деятельности, готовность к повышению стоимости своего»человеческого капитала»,
приверженность ценностям индивидуальной свободы и приоритет частной собственности.
Но говорить о среднем классе как о целостной и влиятельной общности, способной определять судьбу страны еще рано. В силу экон. причин положение этого класса не устойчиво, в количественном отношении он не очень многочислен, он очень многослоен и разнохарактерен, имеет низкий уровень самоорганизации и взаимодействия, низок уровень легальных каналов отстаивания своих интересов, каждый рассчитывает только на себя.
- Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии.
- Уровни социологического знания. Структура социологии
- 0. Конт как родоначальник науки социологии. Роль разделения труда у о.Конта.
- Органическая школа в социологии.
- Интеракционизм. "Зеркальное" я.
- Э. Дюркгейм как методолог социологии.
- М. Вебер как социолог капитализма. Бюрократия по м.Веберу. «Понимающая» социология
- К. Маркс – родоначальник теории конфликтного развития общества.
- П. Сорокин. Интеграция американской и европейской тенденций.
- Структурный функционализм (Парсонс, Мертон).
- Прикладные социологические исследования: понятие, виды и основные этапы
- Программа и план в социологическом исследовании
- Основные методы эмпирической социологии. Достоинства, недостатки и взаимодополняемость.
- Выборочные методы исследования. Ошибки репрезентативности.
- Личность в социологии. Развитие личности и жизненные кризисы
- Ролевая теория личности. Социальный статус.
- Социальное поведение. Основные теории и виды.
- Социализация. Факторы и механизмы.
- Социальные нормы.
- Культура. Ее роль в социализации. Субкультура, контркультура.
- Элементы культуры. Культурные универсалии. Формы и функции культуры.
- Этноцентризм и культурный релятивизм. Взаимодействие культур. Культурные конфликты
- Социальные общности. Основные виды и характеристики.
- Социальная группа. Типы групп. Малая группа.
- Публика. Толпа
- 26. Основные групповые процессы. Динамика группы (к.Левин)
- 27.Социальные связи: контакты, действия.
- 28. Связи. Социальное взаимодействие
- 29. Социальный контроль
- 30. Формы массового поведения.
- 31. Формы организованного протеста
- 32. Типология социальных движений
- 33. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт.
- 34. Обмен как форма социального взаимодействия
- 35. Этнические общности
- 36. Общество как социальная общность. Типологии обществ
- 37. Социальный эволюционизм. Генезис и функционирование общества
- 38. Модели общественного развития
- 39. Социальная структура общества
- 40. Социальная стратификация, неравенство
- 41. Средний класс. Его роль в общественном развитии России
- 42.Социальная стратификация и мобильность в современном Российском обществе.
- 43. Социальная мобильность. Формы, виды, каналы, факторы
- 44. Социальные институты. Условия функционирования, функции.
- 45. Типы социальных институтов
- 46. Социология семьи
- 47.Социология религии
- 48. Типы отклоняющегося поведения. Девиантное поведение
- 49. Теории девиации. Маргинальность
- 50. Общественное мнение: понятие, сущность, причины формирования