logo
социология моё

Основные методы эмпирической социологии. Достоинства, недостатки и взаимодополняемость.

Приемы сбора эмпирической информации

Имеется три принципиальных класса методов сбора первичных эмпири-ческих данных:

- прямое наблюдение,

- анализ документов,

- опросы.

Техника их применения столь многообразна, что некоторые модифика-ции приобретают статус самостоятельных методов, например, интервью или анкетный опрос.

1.Наблюдение как метод сбора социологической информации

Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов.

От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной проце-дуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной си-стеме, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться кон-тролю на обоснованность и устойчивость.

Классификация наблюдений:

1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое или не-стандартное и контролируемое наблюдения.

В первом варианте исследователь пользуется общим принципиальным планом, во втором события регистрируются по детально разработанной про-цедуре. В этом случае есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино-фотодокументы. Например, наблю-дение за участниками в ходе деловой игры, совещания, лекции, митинга и т. п.

2) Наблюдение бывает включенным и невключенным. При этом важно, чтобы наблюдатель своим присутствием не вносил флуктуации в деятель-ность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса, больше слу-шал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие непосредственные наблюдения, помогают лучше

понять поступки людей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строгий научный отчет.

3) Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно назы-вается полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей при-глашают для беседы, деловой игры.

4) Наблюдения могут быть одномоментными, систематическими.

2. Документальные источники

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксиро-ванную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от обще-употребительного: обычно документом называются лишь официальные ма-териалы.

Классификация документов:

1) По степени персонификации документы делятся на личные и безлич-ные.

К личным относятся карточки индивидуального учета, (например, биб-лиотечные формуляры, анкеты, бланки, личные дела, заявления в загсе, дневники, мемуары, материалы поименного голосования в представительных органах власти).

Безличные документы — это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т. п.

2) В зависимости от статуса документального источника выделяются до-кументы официальные и неофициальные.

К первым относятся правительственные материалы, постановления, за-явления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, деловая корреспонденция, финансовая

отчетность и т. п.

3) Особую группу документов образуют материалы средств массовой информации.

4) По источнику информации документы разделяют на первичные и вто-ричные.

Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса.

Вторичные представляют собой уже некоторое обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов.

Квантификация текстового материала получила весьма широкое распро-странение в 40-е гг., для нее была разработана специальная процедура кон-тент-анализа.

Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.

3. Анкетные опросы и интервью

Опросы — незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Существуют два приема опросных методов: интервью и анкетные опро-сы.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполага-ющая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.

Имеется множество разновидностей интервью.

1) По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.

Свободные интервью — это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.

Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает де-тальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, опреде-ленную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Фокусированное (клиническое) интервью – это выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. С помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу. Причем информацию предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа.

2) По способу организации можно отметить индивидуальные и группо-вые интервью.

Групповые интервью – это планируемая беседа, в процессе которой ис-следователь стремится вызвать дискуссию в группе.

3) Сравнительно недавно и главным образом в избирательных техноло-гиях начали использовать технику фокус-группы. По сути, интервьюер здесь выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме.

4) Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа обще-ственного мнения. При этом круг опрашиваемых может использоваться мно-гократно.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок,

содержание и форму ответов, причем они регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии интервьюера (прямой опрос).

Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции за-даваемых вопросов.

Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в сво-бодной форме.

В закрытом опросном листе (анкете) все варианты ответов заранее предусмотрены.

Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

Анкетные опросы по почте отличаются от анкетирования на месте: в первом варианте ожидается возвращение анкеты по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором социолог сам собирает заполненные ан-кеты. Почтовый опрос в 10-20 раз дешевле. Правда, возврат анкет неболь-шой, поэтому иногда предпринимают уведомление по почте или по телефону.

Особая разновидность оперативных опросов — радиотелевизионные с прямой телефонной линией, допускающей и немедленную компьютерную обработку данных.

Групповое анкетирование отличается от индивидуального. Анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует и оставляет для заполнения анкеты.

Таким образом, опрос можно проводить в устной форме — интервью и в письменной форме — анкетирование. Но смысл одинаков: получить ответы респондентов на определенные, заранее сформулированные вопросы.

Причем каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.

Тип вопросов:

- вопросы о фактах;

- вопросы о знаниях;

- вопросы о мнениях; установках, мотивах;

- вопросы контактные: "Пожалуйста, расскажите нам о себе";

- вопросы-фильтры, например, при опросе на семейно-бытовые темы можно ввести в виде фильтров вопрос о семейном положении, о количестве детей в семье и т. п.;

- вопросы-ловушки, например, среди вариантов ответа могут быть пред-ложены для оценки несуществующая книга, писатель, фильм, общественный деятель или движение. Либо: "Удовлетворены ли вы выбранной професси-ей?", и через какой-то промежуток: "Хотели бы вы,

чтобы ваши дети выбрали вашу профессию?". В студенческом варианте: "Довольны ли вы избранной профессией?" и "Желает" ли вы перейти на дру-гой факультет?";

- вопросы-шкалы;

- вопросы-меню;

- вопросы-диалоги;

- вопросы-иллюстрации;

- вопросы-тесты;

- вопросы-индексы, когда на основе ответов делают следующий вывод: например, об уровне информированности.

Особое место в социологической анкете занимает паспортичка. Ее со-ставить тоже довольно трудно, поэтому лучше всего пользоваться уже отра-ботанными вариантами паспортичек.

Основные требования к составлению анкет:

- вопросы должны быть понятны для опрашиваемых, учитывать их уро-вень; просты и ясны;

- не нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию.

- в закрытых вопросах все возможные варианты ответа должны быть пе-речислены. Можно разбить варианты ответа на смысловые блоки;

- не следует утомлять опрашиваемых, затраты времени на заполнение анкеты должны составлять не более 30 минут.

Обычная последовательность построения анкеты такова.

1) Введение, в котором указано, какая организация проводит опрос и для чего.

2) Как правило, подчеркивается анонимность ответов.

3) Не стоит начинать анкету с паспортички — это настораживает людей,

всю демографическую информацию лучше относить в конец анкеты.

4) Вступительные вопросы, которые должны заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу.

5) В начале анкеты не должны ставиться трудные или беспокоящие ре-спондента вопросы.