Основные методы эмпирической социологии. Достоинства, недостатки и взаимодополняемость.
Приемы сбора эмпирической информации
Имеется три принципиальных класса методов сбора первичных эмпири-ческих данных:
- прямое наблюдение,
- анализ документов,
- опросы.
Техника их применения столь многообразна, что некоторые модифика-ции приобретают статус самостоятельных методов, например, интервью или анкетный опрос.
1.Наблюдение как метод сбора социологической информации
Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов.
От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной проце-дуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной си-стеме, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться кон-тролю на обоснованность и устойчивость.
Классификация наблюдений:
1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое или не-стандартное и контролируемое наблюдения.
В первом варианте исследователь пользуется общим принципиальным планом, во втором события регистрируются по детально разработанной про-цедуре. В этом случае есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино-фотодокументы. Например, наблю-дение за участниками в ходе деловой игры, совещания, лекции, митинга и т. п.
2) Наблюдение бывает включенным и невключенным. При этом важно, чтобы наблюдатель своим присутствием не вносил флуктуации в деятель-ность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса, больше слу-шал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду.
Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие непосредственные наблюдения, помогают лучше
понять поступки людей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строгий научный отчет.
3) Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно назы-вается полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей при-глашают для беседы, деловой игры.
4) Наблюдения могут быть одномоментными, систематическими.
2. Документальные источники
Документальной в социологии называют любую информацию, фиксиро-ванную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от обще-употребительного: обычно документом называются лишь официальные ма-териалы.
Классификация документов:
1) По степени персонификации документы делятся на личные и безлич-ные.
К личным относятся карточки индивидуального учета, (например, биб-лиотечные формуляры, анкеты, бланки, личные дела, заявления в загсе, дневники, мемуары, материалы поименного голосования в представительных органах власти).
Безличные документы — это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т. п.
2) В зависимости от статуса документального источника выделяются до-кументы официальные и неофициальные.
К первым относятся правительственные материалы, постановления, за-явления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, деловая корреспонденция, финансовая
отчетность и т. п.
3) Особую группу документов образуют материалы средств массовой информации.
4) По источнику информации документы разделяют на первичные и вто-ричные.
Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса.
Вторичные представляют собой уже некоторое обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов.
Квантификация текстового материала получила весьма широкое распро-странение в 40-е гг., для нее была разработана специальная процедура кон-тент-анализа.
Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.
3. Анкетные опросы и интервью
Опросы — незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам.
Существуют два приема опросных методов: интервью и анкетные опро-сы.
Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполага-ющая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.
Свободные интервью — это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.
Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает де-тальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, опреде-ленную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
Фокусированное (клиническое) интервью – это выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. С помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу. Причем информацию предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа.
2) По способу организации можно отметить индивидуальные и группо-вые интервью.
Групповые интервью – это планируемая беседа, в процессе которой ис-следователь стремится вызвать дискуссию в группе.
3) Сравнительно недавно и главным образом в избирательных техноло-гиях начали использовать технику фокус-группы. По сути, интервьюер здесь выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме.
4) Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа обще-ственного мнения. При этом круг опрашиваемых может использоваться мно-гократно.
Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок,
содержание и форму ответов, причем они регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии интервьюера (прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции за-даваемых вопросов.
Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в сво-бодной форме.
В закрытом опросном листе (анкете) все варианты ответов заранее предусмотрены.
Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
Анкетные опросы по почте отличаются от анкетирования на месте: в первом варианте ожидается возвращение анкеты по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором социолог сам собирает заполненные ан-кеты. Почтовый опрос в 10-20 раз дешевле. Правда, возврат анкет неболь-шой, поэтому иногда предпринимают уведомление по почте или по телефону.
Особая разновидность оперативных опросов — радиотелевизионные с прямой телефонной линией, допускающей и немедленную компьютерную обработку данных.
Групповое анкетирование отличается от индивидуального. Анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует и оставляет для заполнения анкеты.
Таким образом, опрос можно проводить в устной форме — интервью и в письменной форме — анкетирование. Но смысл одинаков: получить ответы респондентов на определенные, заранее сформулированные вопросы.
Причем каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.
Тип вопросов:
- вопросы о фактах;
- вопросы о знаниях;
- вопросы о мнениях; установках, мотивах;
- вопросы контактные: "Пожалуйста, расскажите нам о себе";
- вопросы-фильтры, например, при опросе на семейно-бытовые темы можно ввести в виде фильтров вопрос о семейном положении, о количестве детей в семье и т. п.;
- вопросы-ловушки, например, среди вариантов ответа могут быть пред-ложены для оценки несуществующая книга, писатель, фильм, общественный деятель или движение. Либо: "Удовлетворены ли вы выбранной професси-ей?", и через какой-то промежуток: "Хотели бы вы,
чтобы ваши дети выбрали вашу профессию?". В студенческом варианте: "Довольны ли вы избранной профессией?" и "Желает" ли вы перейти на дру-гой факультет?";
- вопросы-шкалы;
- вопросы-меню;
- вопросы-диалоги;
- вопросы-иллюстрации;
- вопросы-тесты;
- вопросы-индексы, когда на основе ответов делают следующий вывод: например, об уровне информированности.
Особое место в социологической анкете занимает паспортичка. Ее со-ставить тоже довольно трудно, поэтому лучше всего пользоваться уже отра-ботанными вариантами паспортичек.
Основные требования к составлению анкет:
- вопросы должны быть понятны для опрашиваемых, учитывать их уро-вень; просты и ясны;
- не нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию.
- в закрытых вопросах все возможные варианты ответа должны быть пе-речислены. Можно разбить варианты ответа на смысловые блоки;
- не следует утомлять опрашиваемых, затраты времени на заполнение анкеты должны составлять не более 30 минут.
Обычная последовательность построения анкеты такова.
1) Введение, в котором указано, какая организация проводит опрос и для чего.
2) Как правило, подчеркивается анонимность ответов.
3) Не стоит начинать анкету с паспортички — это настораживает людей,
всю демографическую информацию лучше относить в конец анкеты.
4) Вступительные вопросы, которые должны заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу.
5) В начале анкеты не должны ставиться трудные или беспокоящие ре-спондента вопросы.
- Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии.
- Уровни социологического знания. Структура социологии
- 0. Конт как родоначальник науки социологии. Роль разделения труда у о.Конта.
- Органическая школа в социологии.
- Интеракционизм. "Зеркальное" я.
- Э. Дюркгейм как методолог социологии.
- М. Вебер как социолог капитализма. Бюрократия по м.Веберу. «Понимающая» социология
- К. Маркс – родоначальник теории конфликтного развития общества.
- П. Сорокин. Интеграция американской и европейской тенденций.
- Структурный функционализм (Парсонс, Мертон).
- Прикладные социологические исследования: понятие, виды и основные этапы
- Программа и план в социологическом исследовании
- Основные методы эмпирической социологии. Достоинства, недостатки и взаимодополняемость.
- Выборочные методы исследования. Ошибки репрезентативности.
- Личность в социологии. Развитие личности и жизненные кризисы
- Ролевая теория личности. Социальный статус.
- Социальное поведение. Основные теории и виды.
- Социализация. Факторы и механизмы.
- Социальные нормы.
- Культура. Ее роль в социализации. Субкультура, контркультура.
- Элементы культуры. Культурные универсалии. Формы и функции культуры.
- Этноцентризм и культурный релятивизм. Взаимодействие культур. Культурные конфликты
- Социальные общности. Основные виды и характеристики.
- Социальная группа. Типы групп. Малая группа.
- Публика. Толпа
- 26. Основные групповые процессы. Динамика группы (к.Левин)
- 27.Социальные связи: контакты, действия.
- 28. Связи. Социальное взаимодействие
- 29. Социальный контроль
- 30. Формы массового поведения.
- 31. Формы организованного протеста
- 32. Типология социальных движений
- 33. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт.
- 34. Обмен как форма социального взаимодействия
- 35. Этнические общности
- 36. Общество как социальная общность. Типологии обществ
- 37. Социальный эволюционизм. Генезис и функционирование общества
- 38. Модели общественного развития
- 39. Социальная структура общества
- 40. Социальная стратификация, неравенство
- 41. Средний класс. Его роль в общественном развитии России
- 42.Социальная стратификация и мобильность в современном Российском обществе.
- 43. Социальная мобильность. Формы, виды, каналы, факторы
- 44. Социальные институты. Условия функционирования, функции.
- 45. Типы социальных институтов
- 46. Социология семьи
- 47.Социология религии
- 48. Типы отклоняющегося поведения. Девиантное поведение
- 49. Теории девиации. Маргинальность
- 50. Общественное мнение: понятие, сущность, причины формирования