logo search
социология моё

Личность в социологии. Развитие личности и жизненные кризисы

Проблема личности в социологии занимает одно из важнейших мест. Личность определяют многие социальные процессы и изменения.

Личность – предмет многих наук. Каждая наука рассматривает личность со своей точки зрения и вкладывает в это понятие свой смысл. Не существует единого определения личности.

Проблема социологии личности – одна из актуальнейших тем современной науки, однако еще до сих пор недостаточно исследованных.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

Человек - понятие самое общее, родовое.

Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный).

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития.

Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетически заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии чело-века, Эриксон (1950) разработал теорию, в которой акцентируются социаль-ные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс индивидуаль-ных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благопри-ятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последу-ющего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ре-бенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развива-ется чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, - недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучени-ем ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт авто-номии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, свя-занных главным образом со страхом потерять контроль над собственным ор-ганизмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происхо-дит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и кото-рые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка раз-вивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентифи-кации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей).

Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Не-способность подростка к идентификации (либо связанные с этим трудности) могут привести к ее «распылению», к путанице ролей в аффективной, соци-альной или профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поис-ком близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит со-вершать цикл «работа - рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоля-ции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выра-жающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».

Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидатель-ностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от то-го, как этот путь был пройден.

Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые по-ступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.