logo search
социология моё

Социализация. Факторы и механизмы.

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:

- с точки зрения ее структуры (т.е. выделения различных компонентов в структуре личности, как то темперамент, характер, направленность, способ-ности; это делает наука психология);

- с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми (т.е. с т.зр. социализации).

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой че-ловек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к по-требности в общении.

В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоци-ального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхож-дения в группы и взаимодействия с их членами с т.зр. социализации будет иметь смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обще-стве не без сопротивления преодолеваться.

В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии поня-тий обучения и воспитания.

Стадии социализации

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).

В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концепту-альная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обще-стве, «вписаться» в общество).

Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принима-ются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие ис-ходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодей-ствий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости че-ловека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воз-действия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой воз-раст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социаль-ного опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Различия между социализацией взрослых и детей

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно со-циализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности про-должается и в среднем и пожилом возрасте.

Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие раз-личия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует ба-зовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что меж-ду черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабли-ваться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Ресоциализация

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.