1.Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии.
Объектом изучения социологии (и целого ряда общественных наук) является общество. При этом важно понимать, что общество – не арифметическая сумма индивидов, как писал К. Маркс, а совокупность людей, находящихся в процессе взаимодействия. Социология изучает как общество в целом, так и отдельные его элементы. Ряд ученых, например, Ж.Т. Тощенко, считают, что объектом изучения социологии является гражданское общество как «совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценнностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной» [2]. Позиция Ж.Т. Тощенко объясняется пониманием того, что только гражданин, член буржуазного общества, имеет права и может быть деятельным субъектом в процесссе жизнедеятельности общества. На ранних стадиях развития общества, в докапиталистическую эру человек не мог быть реальным участником историчексого процесса. Можно согласиться с данной точкой зрения лишь отчасти, хотя бы потому, что люди объединялись в группы, общности, организации и в докапиталистических формациях. Безусловно, это тема для дискуссии. Остановимся на определении объекта социологии как общества в целом и его отдельных элементах в частности.
Предметом исследования социологии являются общие механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития социальных общностей различного типа и уровня, а также социальные отношения. Личность, как субъект и продукт общественных отношений, также является предметом социологической науки.
Заслуживает внимание определение социологии как науки, изучающей структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, которые протекают в этих структурах
Связи социологии с социальной жизнью, ее общественная ценность определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Количество функций и их порядок авторы разных учебников по социологии представляют неодинаково, что, в свою очередь, можно считать проблемой методологического характера и предметом для обсуждения социологов. В соответствии с целями данного пособия достаточно назвать общепринятые функции социологии:
· познавательная (исследовательская) – связана с накоплением теоретического знания об обществе, закономерностях его функционирования и развития;
· идеологическая и ценностно-ориентирующая – связана с оценкой событий и явлений общественной жизни, критикой или поддержкой различного рода идей социально-политического, социально-экономического, нравственного характера.
· прогностическая – связана с разработкой научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных процессов в различных структурах;
· практическая (социально-инженерная) – связана с разработкой практических рекомендаций с целью преобразования действительности: изменения социальной структуры общества, характера отношений между различными группами людей, направления развития отдельных социальных общностей и общества в целом.
Социология является многоуровневой и многоотраслевой наукой. Один из подходов к структурализации социологического знания имеет следующий вид:
1 уровень – общесоциологическая теория;
2 уровень – теории среднего уровня;
3 уровень – эмпирическая социология.
следующие методы:
- наблюдение за ходом проистекания общественных процессов;
- эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;
- сопоставление жизни человечества с животным миром;
- сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;
- исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.
- 1.Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии.
- 2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
- 3.Возникновение и классический период развития социологии
- 4.Основные направления современного этапа развития зарубежной социологии
- 5. Русская социологическая мысль
- 6. Понятие общества. Общество как система
- 7. Социальные взаимодействия: формы типы, принципы
- 8.Социальные институты. Их виды, признаки, особенности и функции
- 9. Личность в социологии. Основные факторы ее развития
- 10. Социальные статусы и социальные роли
- 11. Социализация личности
- 12. Социальный контроль и девиация
- 13. Понятие Социальная группа. Виды социальных групп
- 1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные
- 2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.
- 3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.
- 4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.
- 5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.
- 15. Понятие социальной организации, механизмы ее образования и социальные свойства. Основные типы социальных организаций
- 16. Социальное неравенство и стратификация. Типы стратификационных систем
- 17. Социальная стратификация российского общества
- 18. Природа социальной мобильности и ее классификации
- 19. Понятие и виды социальных изменений
- 20. Основные социальные процессы
- 21. Социальный конфликт как процесс
- 1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:
- 22. Природа и типы социальных движений
- 23. Постиндустриальное информационное общество
- 24. Глобализация социальной жизни и ее социальные издержки
- 25. Место России в мировом сообществе