1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:
внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;
межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;
2. по направленности конфликтного взаимодействия:
горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;
вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;
смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;
3. по источнику возникновения:
объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;
4. по своим функциям:
созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;
5. по длительности протекания:
кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;
затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;
6. по своему внутреннему содержанию:
рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;
7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:
8. по учету содержания проблем,вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семей но-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.
Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.
Предконфликтная ситуация — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.
Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов:
действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.);
скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий).
Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так. как выгодно ему.
Разрешение конфликтавозможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.
Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:
своевременное определение причин конфликта;
определение деловой зоны конфликта — причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:
взаимное желание сторон преодолеть противоречия;
совместный поиск путей к преодолению конфликта.
Существуют различные методы разрешения конфликта:
избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;
переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;
использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;
откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;
третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.
Последствия конфликта могут быть:
1. позитивными:
разрешение накопившихся противоречий;
стимуляция процесса социальных изменений;
сближение конфликтующих групп;
усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;
2. негативными:
напряженность;
дестабилизация;
дезинтеграция.
Разрешение конфликта может быть:
полным - конфликт завершается полностью;
частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.
Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.
- 1.Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии.
- 2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
- 3.Возникновение и классический период развития социологии
- 4.Основные направления современного этапа развития зарубежной социологии
- 5. Русская социологическая мысль
- 6. Понятие общества. Общество как система
- 7. Социальные взаимодействия: формы типы, принципы
- 8.Социальные институты. Их виды, признаки, особенности и функции
- 9. Личность в социологии. Основные факторы ее развития
- 10. Социальные статусы и социальные роли
- 11. Социализация личности
- 12. Социальный контроль и девиация
- 13. Понятие Социальная группа. Виды социальных групп
- 1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные
- 2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.
- 3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.
- 4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.
- 5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.
- 15. Понятие социальной организации, механизмы ее образования и социальные свойства. Основные типы социальных организаций
- 16. Социальное неравенство и стратификация. Типы стратификационных систем
- 17. Социальная стратификация российского общества
- 18. Природа социальной мобильности и ее классификации
- 19. Понятие и виды социальных изменений
- 20. Основные социальные процессы
- 21. Социальный конфликт как процесс
- 1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:
- 22. Природа и типы социальных движений
- 23. Постиндустриальное информационное общество
- 24. Глобализация социальной жизни и ее социальные издержки
- 25. Место России в мировом сообществе