logo
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО СОЦИОЛОГИИ

18. Природа социальной мобильности и ее классификации

Все перемещения в условиях социальной реальности включаются в процесс мобильности. Таким образом, социальная мобильность является всеобщим универсальным процессом. Согласно принятому определению мобильность представляет собой любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой.

Социологи рассматривают два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность представляет собой переход индивида или социального объекта от одной позиции другой, лежащей на том же уровне, например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религии в другую, а также смена места жительства. Пр такой мобильности индивид, группа или социальный объект не меняет своего социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Следовательно, горизонтальная мобильность может быть территориальной, религиозной, профессиональной, политической (когда меняется только политическая ориентация индивида). Горизонтальная мобильность описывается номинальными параметрами и может существовать только при определенной степени гетерогенности в обществе.

Наиболее важным показателем для анализа общественных явлений является вертикальная мобильность. Вертикальная мобильность рассматривается как совокупность социальных взаимодействий, способствующих переходу индивида, группы или социального объекта из одного социального слоя в другой. К этому виду мобильности относится, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Горизонтальную и вертикальную мобильности часто бывает трудно отличить. Например, когда человек меняет место жительства (горизонтальная мобильность) он предполагает улучшение условий своего существования, повышение по службе (вертикальная мобильность). Вертикальная мобильность возможна только в том обществе, которое позволяет индивидам пересекать границы социальных страт, переходить с нижних в верхние страты.

Типология социальной мобильности

Помимо разделения на горизонтальную ивертикальную мобильность, существуют также такие виды мобильности, как индивидуальная и групповая мобильность.

Индивидуальная мобильность представляет собой более сложное социальное явление, так как в данном случае принимается во внимание не только проницаемость границ между статусными группами, но и личностные качества индивида и особенности социальных ного окружения. Для того чтобы закрепиться в верхнем слое при вертикальной индивидуальной мобильности, индивид должен прибегать к определенным способам преодоления статусных барьеров между социальными стратами.

Групповая социальная мобильность должна учитывать проницаемость социальных границ, а также групповые характеристики.

Существуют также восходящая и нисходящая социальная мобильность.

Восходящая мобильностьозначает переход индивида, социальной группы или социального объекта от низшей к высшей страте. Пpи восходящей мобильности индивид испытывает чувство удовлетворенности и реальное ощущение достигнутой цели, после чего он ставит перед собой новые ориентиры.

Нисходящая мобильностьозначает переход индивида, группы или социального объекта на низкий уровень и ухудшение статуса и социальных характеристик.

    1. Классификация мобильности

Таким образом можно выделить два основных рода мобильности - вертикальная и горизонтальная, а также две основных ее формы - межпоколенную и внутрипоколенную.

Они, в свою очередь, рас­падаются на классы: подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существу­ют восходящая мобильность (социальный подъем, движе­ние вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности – пример восходящей мобиль­ности, увольнение, разжалование – пример нисходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход ин­дивида из одной социальной группы в другую, располо­женную на одном и том же уровне. Примером служит перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою со­бственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного из­менения социального положения в вертикальном направ­лении. Разновидностью горизонтальной мобильности служит ге­ографическая мобильность. Она подразумевает не измене­ние статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональ­ный туризм, переезд из города в деревню и обратно, пере­ход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы на­вестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жи­тельства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети до­стигают более высокой социальной позиции либо опуска­ются на более низкую ступеньку, чем их родители. При­мер: сын шахтера становится инженером. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь стано­вится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Можно предложить классификацию социальной мобиль­ности по иным критериям. Так, например, различают - индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и - групповую мобильность, когда перемещения происхо­дят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Индивидуальная и групповая мобильность определен­ным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый статус. Кроме классификации по указанным основаниям иногда выделяют организованную мо­бильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добро­вольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные при­зывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы ста­линизма. От организованной мобильности надо отличать струк­турную мобильность. Она вызвана изменениями в структу­ре народного хозяйства и происходит помимо воли и со­знания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к переме­щениям больших масс людей. В 50-70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение. Необходимо выделять также главные и неглавные виды мобильности. Главные виды характеризуют все или большинство об­ществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интен­сивность или объем мобильности не везде одинаковы. Неглавные виды мобильности присущи одним типам об­щества и не присущи другим. (Подыщите конкретные при­меры для доказательства данного тезиса). Главные и неглавные виды мобильности существуют в трех основных сферах общества – экономи­ческой, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в де­мографической сфере и достаточно ограничена в религи­озной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а перемещение из детского возрас­та в юношеский не относится к мобильности. Доброволь­ное и насильственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие собы­тия происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.