Система социальной адаптации ребёнка в условиях детского дома открытого типа
Адаптация ребенка в детском доме проходит несколько этапов:
Первый этап
Время - 5-6 недель пребывания ребёнка в детском доме. Это время очень сильного эмоционального стресса для ребёнка. Он переходит от привычной для него модели жизни, к новой: от безнадзорности к опеке, что ограничивает его прежние уровни свободы. В этот период в группе, куда определили ребёнка, специально организуется адаптивная среда: доброжелательное внимание со стороны, как педагогов, так и воспитанников. От того, как именно дети примут новичка, будут зависеть сроки и успех его адаптации.
Ребёнка знакомят с детским домом, правилами жизни в нём, приучают к правилам гигиены и самообслуживания. За новичком закрепляется старший воспитанник, который помогает ему и контролирует его действия, приучая к жизни в условиях разновозрастного коллектива детского дома. Воспитатель в группе включает нового воспитанника в активную совместную деятельность со всеми детьми: проводит праздник группы «Встреча», даёт новичку посильные поручения совместно с воспитанниками, включает его в коллективную творческую деятельность.
Новичка обследуют специалисты (медики, психолог, логопед). Руководители кружков и секций предлагают для него интересные разнообразные занятия в свободное время. Нового воспитанника определяют для обучения в школу, соответственно его здоровью и учебной подготовки. Особое внимание уделяется детям, долгое время не обучающимся или учащихся в классах значительно младше своего возраста. Для этих детей совместно со школой подбираются соответствующие программы и формы обучения: домашнее обучение, экстернат, очно-заочное, семестровое. Воспитатели прикладывают усилия, чтобы восполнить пробелы в знаниях у этих детей, привлекая специалистов.
Второй этап
Время - от 3-х - 6-ти месяцев и до выхода из детского дома.
Воспитанник включается в жизнедеятельность детского дома, которая строится на основе традиций:
Доброжелательных взаимоотношений
Содружества детей и взрослых
Самоуправления
Самообслуживания
День рождения - праздник воспитанника
Выпускники - наши друзья, наша опора
Творческой деятельности
На основе всесторонней диагностики личности для каждого воспитанника составляется индивидуальный маршрут развития, включая различные направления: интеллектуальное, психическое, физическое, нравственное и т.п. На педагогических консилиумах отслеживаются результаты развития воспитанников, вносятся коррективы, выбираются наиболее приемлемые методы, разбираются проблемные ситуации. Данные заносятся в Карты индивидуального развития детей (См. Приложение № 1), в которых можно проследить динамику изменений, произошедших с воспитанником за время его пребывания в детском доме.
Реализуется комплекс мер по охране здоровья детей:
1 . Ежегодные углублённые медицинские осмотры.
2. Диспансеризация воспитанников с соматическими заболеваниями.
3. Организация осмотра и лечение детей у стоматолога.
4. Обследование воспитанников и поддержание их здоровья в санаториях и стационаре.
5. Проведение профилактических прививок согласно плану-графику.
6. Витаминизация пищи, использование минеральной воды, фиточаев и йодированного хлеба для поддержания здоровья воспитанников.
Третий этап
Время - до выхода из детского дома.
Воспитанник включается в активный процесс самотворчества, самовоспитания: от понимания себя, как личности до проектирования своей собственной жизни, включая личный профессиональный план.
Ежемесячно в группах проходят рефлексивные сборы «Создай себя сам», воспитанники ведут свои «Дневники саморазвития» и участвуют в коллективной творческой деятельности. Они включаются в процесс самоуправления детским домом, участвуя в работе домашнего Совета Содружества и чередовании творческих поручений (ЧТП). Ежемесячно воспитанники каждой группы выполняют поручения для всего детского дома:
сценаристы-сюрпризники,
умнички-познавайки,
организаторы спорта и здоровья,
журналисты-оформители.
Организована активная профилактическая работа по сохранению здоровья воспитанников:
1. Профилактика инфекционных заболеваний и информирование детей о простейших методах их лечения.
2. Реализация мер по профилактике табакокурения среди воспитанников.
3. Антиалкогольная пропаганда.
4. Неприемлемость наркотиков для дальнейшей жизни.
5. Охрана репродуктивного здоровья подростков.
В этот период реализуется комплексная программа сопровождения индивидуального развития личности воспитанников. Функционируют блоки сопровождения: педагогическо-реабилитационный; развивающий; образовательный; медико-оздоровительный; коррекционный; социальный.
Задачами деятельности блоков являются:
1). Создание условий полноценного формирования личности ребёнка, его саморазвития в рамках специфической деятельности;
2). Оказание специальной помощи воспитанникам в совместном преодолении имеющихся у него проблем в развитии, общении, поведении.
Четвёртый этап
Время - до выхода из детского дома.
В детском доме создаются условия для разностороннего развития детей. Организована работа творческих коллективов: эстрадно-вокальное пение; театрально-игровая группа; вокально-инструментальный ансамбль; ди-ви-джеи; мягкая игрушка; рукоделье; современный танец; цветоводы; изобразительного и прикладного искусства; живой уголок; фотографы.
Каждому воспитаннику оказывается помощь в подборе дела по душе не только в рамках детского дома, но и в кружках и секциях за его пределами. Проводятся домашние праздники, а также мероприятия для местного сообщества. Организуются выездные концерты и социально значимые акции.
Большое внимание уделяется развитию физической культуры, в детском доме работают спортивные секции: футбол, пионербол, настольный теннис, шахматы. Создаются условия для занятий воспитанников в спортивных секциях в детских спортивных школах и обществах, регулярно проводятся спортивные праздники и соревнования среди воспитанников, они привлекаются к участию в походах и других оздоровительных мероприятиях.
В группах организована целенаправленная деятельность по развитию общей культуры воспитанников, формированию у них ценностей здорового образа жизни, творчества (программы «Восхождение», «Расти здоровым»).
Пятый этап
Время - до выхода из детского дома.
Создаются предпосылки для успешной интеграции воспитанников детского дома в общество, формируется у них активная гражданская позиция (программы «Моя семья», «Стать гражданином»).
Проводится большая работа по созданию положительной мотивации на создание собственной семьи через просмотр семейных кинофильмов и их обсуждение, творческие задания для посещения семей родственников, конкурс рисунков «Моя будущая семья», мини-сочинения «Размышления о будущем», деловые игры и т.п. Организованы занятия по приобретению необходимых навыков строительства успешной семьи:
«Домашняя экономика» - как заработать и тратить деньги в интересах семьи.
«Домашний повар» - приготовления блюд.
«Домашний портной» - ремонт одежды, рукоделье, украшения для дома.
«Домашний мастер» - простейший ремонт квартиры, обуви, сантехники, электроприборов, мебели, слесарные работы по дома.
«Домашний декоратор» - цветоводство, дизайн, создание уюта.
«Домашний доктор» - оказание первой медицинской помощи и лечение простейших заболеваний.
«Домашний воспитатель» - семейная психология и педагогика, создание крепкой счастливой семьи.
Большое внимание уделяется восстановлению семейных связей. Для этого поддерживаются и расширяются контакты с родственниками. Организуется поиск данных о ближайших родственниках воспитанников, помимо родителей и налаживаются с ними контакты. Обеспечивается положительное информирование родственников о воспитанниках (беседы воспитателей, видеосъёмки, фотографии). Проводится индивидуальное консультирование родственников узкими специалистами (психолог, соц. педагог, педагоги, др. специалисты). Создаются условия для временного пребывания воспитанников в семьях родственников: «Воскресная семья», «Семья на каникулы» (с разрешения отделов опеки и попечительства).
Сегодняшние воспитанники детского дома - будущие граждане нашей страны, поэтому серьёзно мы относимся к формированию у них гражданской позиции, которая позволит им успешно интегрировать в современное общество.
«Мой труд - мой успех!»- под таким девизом организована профориентация, подготовка воспитанников к трудовой деятельности. Это экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, посещение различных учебных заведений, встречи с их представителями, получение рабочих мест для старших воспитанников, тестирование, анкетирование воспитанников, конкурсы на звание «Лучший ученик», на знание различных предметов школьной программы, турниры Знатоков и Смекалистых.
Большое внимание мы уделяем подготовке наших ребят к службе в Вооружённых Силах. Мы дружим с ветеранами Великой Отечественной войны и современными воинами - моряками-пограничниками с заставы с. Казакевичево. Проводим беседы, встречи, экскурсии, совместные мероприятия и трудовые десанты. Выпускаем тематические газеты, плакаты, рисунки и т.п.
Шестой этап
Время – выпуск из детского дома.
Воспитанники 16-17 лет покидают детский дом, они поступают в профессиональные учебные заведения. Какой социальный и личностный потенциал, необходимый для успешной интеграции в современное общество имеют они при выпуске, призвана показать Аттестация выпускников.
Необходимо отметить, что деление на этапы описанной системы адаптации и социализации воспитанников, носит искусственный характер. Система работает постоянно в полном объёме, а каждый из детей берёт из неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в детском доме, психических и физиологических особенностей, возможностей личности. Педагогический коллектив создаёт для каждого условия для саморазвития и успешного функционирования в современном обществе.
- Введение
- Глава 1.
- Проблемы социализации личности ребёнка в условиях детского дома
- 1.2. Критерии успешной социализации личности ребёнка в условиях детского дома
- Глава 2.
- 2.1. Воспитательные системы в контексте гуманистической педагогики
- 2.2. Особенности воспитательной системы детского дома
- 2.3. Основные компоненты адаптивно развивающей среды в условиях детского дома
- 2.4. Комплексное сопровождение развития воспитанника как педагогическая технология
- Глава 3.
- 3.1. Сущность педагогической модели детского дома
- Детский дом
- Система социальной адаптации ребёнка в условиях детского дома открытого типа
- Деятельность детского дома по социализации воспитанников
- Программа опытно-экспериментальной деятельности детского дома на 2004 год
- 1. Общие сведения о воспитаннике:
- 2. Сведения о родителях и близких родственниках:
- 3. Другие сведения о социальной ситуации ребёнка
- 4. Сведения о ребёнке как воспитаннике детского дома
- 5. Результаты диагностики:
- 6. Сведения о семейной ситуации (на момент заполнения)
- 6. 1. Семейная ситуация
- 7. Признаки нарушения социализации
- Готовность выпускников детского дома к самостоятельной жизни
- Индивидуальная карта аттестации готовности выпускника к самостоятельной жизни и деятельности (сжд)
- Программа семинара «Основы инновационной деятельности: технологии и новые формы работы по социализации детей-сирот»
- Тематический план
- 1. Организация и содержание социально-педагогической деятельности с детьми «группы риска по социальному сиротству»
- 2. Социально-педагогические условия социализации ребёнка-сироты
- 3. Формы и методы реабилитации и социализации детей-сирот
- 4. Вариативные модели построения адаптивно-развивающей
- Проектный семинар
- Показатели социального опыта
- Показатели социального опыта
- Технология педагогической деятельности по предупреждению самовольных уходов воспитанников из детского дома.
- 680011, Г. Хабаровск, ул. Забайкальская, 10