Выборочные методы исследования. Ошибки репрезентативности.
Организация социологического исследования — сложный и многопла-новый процесс.
Рассмотрим основные его составляющие.
Весь изучаемый социальный массив социологи называют генераль-ной совокупностью.
Для исследования берется какая-то часть, точно так же, как при анализе крови берется одна капля.
Выборка — это метод исследования, когда из общей изучаемой (гене-ральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию.
Социолог выделяет некую часть генеральной совокупности в надежде, что сумеет выявить и доказать свойства всего объекта исследования в целом.
Тип и способ выборки зависят от целей исследования и его гипотез: чем конкретней цель и яснее сформулированы гипотезы, тем правильней будет решен вопрос о выборке.
Генеральная и выборочная совокупности должны сопоставляться по не-которым важным признакам, которые легко проверяются статистическими методами.
Если они совпадают, то выборка называется представительной, или ре-презентативной.
Чем больше размер выборки, тем выше достоверность.
Иногда требуется повышенная надежность, например, в экономических и демографических исследованиях, при переписях населения. Здесь даже не-существенные отклонения в конечном счете могут давать большие ошибки.
Отклонение выборки от известных показателей генеральной совокупно-сти считается в процентах.
Повышенная надежность (репрезентативность) выборки допускает ошибку до 3 процентов, обыкновенная — от 3 до 10 процентов, приближен-ная — от 10 до 20 процентов, ориентировочная — от 20 до 40 процентов и прикидочная — более 40 процентов.
Существуют специальные формулы для определения размера вы-борки. В их основе: заданная точность исследования, разброс признака и до-пустимая ошибка репрезентативности. Но это для специального исследова-ния.
Начинающие социологи делают проще: берут вопрос, возможные вари-анты ответа, умножают на десять, прибавляют на ремонт выборки и получают минимальное число возможной выборки: больше — можно, меньше — нельзя. По каждому интересующему нас варианту ответа, группе людей должно быть не меньше 10 ответов. Если меньше, то говорить о точности не приходится.
Объем выборки определяется аналитическими задачами исследова-ния, а ее репрезентативность — целевой установкой программы иссле-дования.
Именно программа задает образ необходимой генеральной совокупности для формирования выборки, будет ли это все население страны, региона, го-рода или его отдельные группы.
Типы выборки
1) При небольших по численности генеральных совокупностях приме-няют случайные выборки. Их можно использовать, когда известны основ-ные параметры генеральной совокупности.
2) Случайная систематическая выборка — отбор идет через опреде-ленные интервалы, например, по тискам студентов, клиентов банка, избира-телей и т. п. Имея список работников предприятия и определив объем необ-ходимой выборки, можно установить шаг выборки, например, каждый деся-тый или сотый из списка.
3) Серийная или гнездовая выборка реализуется в том случае, если есть внутренняя структура объекта. На предприятии выбираются не все под-разделения, а наиболее типичные, например, в области — отдельные города и районы, но опять же типичные; в городе это могут быть отдельные микро-районы.
4) Целевой называется выборка, в которой идет выделение на основе ка-ких-либо признаков, например, по полу, национальности,
имущественному положению, принадлежности к политическим партиям и т. п.
5) Целенаправленная квотная выборка предполагает пропорциональ-ный отбор на основании статистики распределения среди генеральной сово-купности заданных сочетаний паспортных данных респондентов — квот.
6) В социологии также используется выборка как метод основного мас-сива — опрос всех присутствующих (или 60-70 % всей численности). По-средством этого метода, например, осуществляется "зондаж" общественного мнения.
7) Выборки бывают одноступенчатыми и многоступенчатыми, ком-бинированными. На каждой ступени отбора следует обеспечить требование представительности.
Например, при опросе населения города на первом этапе отбираются ти-пичные микрорайоны, а затем опрашиваются жители каждой двадцатой или пятидесятой квартиры, дома.
При опросе населения области на первой ступени выбираются типичные районы и города.
8) Примером стихийной выборки могут быть опросы по почте, интер-вью встречных, прохожих, пассажиров.
Здесь может применяться квотный принцип, когда в конкретном здании необходимо опросить определенное количество человек по некоторым при-знакам, к примеру, по полу, возрасту
- Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии.
- Уровни социологического знания. Структура социологии
- 0. Конт как родоначальник науки социологии. Роль разделения труда у о.Конта.
- Органическая школа в социологии.
- Интеракционизм. "Зеркальное" я.
- Э. Дюркгейм как методолог социологии.
- М. Вебер как социолог капитализма. Бюрократия по м.Веберу. «Понимающая» социология
- К. Маркс – родоначальник теории конфликтного развития общества.
- П. Сорокин. Интеграция американской и европейской тенденций.
- Структурный функционализм (Парсонс, Мертон).
- Прикладные социологические исследования: понятие, виды и основные этапы
- Программа и план в социологическом исследовании
- Основные методы эмпирической социологии. Достоинства, недостатки и взаимодополняемость.
- Выборочные методы исследования. Ошибки репрезентативности.
- Личность в социологии. Развитие личности и жизненные кризисы
- Ролевая теория личности. Социальный статус.
- Социальное поведение. Основные теории и виды.
- Социализация. Факторы и механизмы.
- Социальные нормы.
- Культура. Ее роль в социализации. Субкультура, контркультура.
- Элементы культуры. Культурные универсалии. Формы и функции культуры.
- Этноцентризм и культурный релятивизм. Взаимодействие культур. Культурные конфликты
- Социальные общности. Основные виды и характеристики.
- Социальная группа. Типы групп. Малая группа.
- Публика. Толпа
- 26. Основные групповые процессы. Динамика группы (к.Левин)
- 27.Социальные связи: контакты, действия.
- 28. Связи. Социальное взаимодействие
- 29. Социальный контроль
- 30. Формы массового поведения.
- 31. Формы организованного протеста
- 32. Типология социальных движений
- 33. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт.
- 34. Обмен как форма социального взаимодействия
- 35. Этнические общности
- 36. Общество как социальная общность. Типологии обществ
- 37. Социальный эволюционизм. Генезис и функционирование общества
- 38. Модели общественного развития
- 39. Социальная структура общества
- 40. Социальная стратификация, неравенство
- 41. Средний класс. Его роль в общественном развитии России
- 42.Социальная стратификация и мобильность в современном Российском обществе.
- 43. Социальная мобильность. Формы, виды, каналы, факторы
- 44. Социальные институты. Условия функционирования, функции.
- 45. Типы социальных институтов
- 46. Социология семьи
- 47.Социология религии
- 48. Типы отклоняющегося поведения. Девиантное поведение
- 49. Теории девиации. Маргинальность
- 50. Общественное мнение: понятие, сущность, причины формирования