logo search
ТехСР с семьей

Государственная политика в отношении семей с ребенком-инвалидом.

Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году.

В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ребенок-инвалид - лицо, признанное инвалидом, при условии, что возраст лица до 18 лет. Лица с возрастом от 18 лет признаются инвалидами и им устанавливается группа инвалидности.

«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».

На конец 2010 года в России зарегистрировано около 595 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, на 1 января 2011 года в Башкортостане зарегистрировано 332428 инвалидов, в том числе 14120 детей-инвалидов.

Снижавшиеся в 2008-2009 годах показатели детской инвалидности на современном этапе вновь стали расти: с 13 226 человек в 2009 году до 13 602 человек в 2010 году. Дети-инвалиды являются одним из источников количественного роста инвалидов среди взрослого населения, поэтому данный показатель существенен для планирования программных мероприятий

Основными причинами, способствующими инвалидности детей, являются

- высокий уровень хронических наследственных заболеваний родителей;

- болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери;

- запоздалое выявление болезней;

- неблагоприятные условия труда женщин;

- ухудшение экологической обстановки и многое другое.

Понятие семьи ребенка-инвалида в нашем обществе еще не институализировалось. В рамках государственно-правовой основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, в том числе и семей с ребенком-инвалидом, сделано следующее:

1) закрепление прав детей-инвалидов в главных сферах жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности», Федеральная программа «Дети России», Президентская программа «Дети Республики Башкортостан» на 2006-2010гг., включающая программу «Дети-инвалиды»;

2) разработаны меры по улучшению здоровья населения, в том числе детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан РФ», ФЗ «О социальной защите инвалидов», Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов», Послание Президента РФ парламенту «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» и др.;

3) определены через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», ФЗ «О социальной защите инвалидов», Указ Президента РФ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В отношении данной категории граждан существует достаточно разветвленная система льгот и преимуществ. В частности, в соответствии с действующим законодательством семьи детей-инвалидов имеют право на следующие льготы:

В результате реформирования системы льгот дети-инвалиды получили право на выплату ЕДВ (в т.ч. социальный пакет.), который индексируется по мере инфляции.

Кроме того, существуют льготы для лиц, воспитывающих детей-инвалидов, в частности:

- больничный листок работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом, выдается в случае болезни матери лечащим врачом на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком;

- освобождение родителей от уплаты за содержание в детских дошкольных учреждениях детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских учреждениях.

Из дополнительных льгот, выплачиваемых в Республике Башкортостан, следует отметить ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в размере 500 рублей. Численность получателей в целом по республике составила 3313 человек.

Также в соответствии с законодательством дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке.

В Республике Башкортостан в рамках реализации Программы социальной поддержки населения Республики Башкортостан, за счет средств бюджета Республики Башкортостан осуществляется выплата социального пособия определенным категориям малоимущих граждан, в том числе детям-инвалидам.

Система социального обслуживания Республики Башкортостан включает 86 учреждений Государственных учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, в том числе:

- стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - 21учреждение (5842 койко-места);

- комплексных центров социального обслуживания населения в районах и городах республики - 61 учреждение (2625 койко-мест);

- Республиканский социальный приют для детей и подростков (31 койко-место);

- Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Кумертау (45 койко-мест);

- Республиканский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства (39 койко-мест).

Спектр реабилитационных услуг, предоставляемых реабилитационными центрами, весьма широк. Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания, стационарное обслуживание, амбулаторное обслуживание семей с детьми-инвалидами с получением консультаций специалистов.

Социальная работа с семьями – это деятельность, которая реализует эту социальную поддержку. Таким образом, социальная работа, по сути, является механизмом реализации социальной политики государства на практике.

Специфика социальной работы с семьей заключается в том, что практически все современные социальные и индивидуальные проблемы всегда затрагивает семью; проблемы отдельных членов семьи — это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот.

Социальную работу с семьей можно рассматривать как помощь семье со стороны социума, государства в целом, посредством законодательных и нормативных актов, обеспечивающим социальную защиту и адаптацию института семьи и отдельных групп населе­ния, так и любыми государственными, общественными, религиоз­ными, коммерческими организациями либо частными лицами. Ос­новное содержание социальной работы с семьей можно предста­вить как совокупность многих функций.

Во многих регионах начали формироваться территориальные службы , которые оказывают комплекс социальных услуг всем нуждающимся (взрослым и детям), поскольку включают в себя учреждения социальной структуры, органы управления делами социальных служб, учебные и научно-исследовательские заведения. Осуществляя деятельность на территории конкретного городского или сельского района, небольшого города, территориальные службы максимально приближена к населению, доступна всем нуждающимся.

Структура территориальной службы состоит из следующих специализированных территориальных центров:

- центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы, консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; служба экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств: социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми;

- центр психолого-педагогической помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, в предотвращении эмоционального и психического кризиса; обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;

- служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой — снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;

- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в течение необходимого для их реабилитации времени посещают Центр или получают в нем временный приют. Центр включает в себя службу экстренной социальной помощи, медико-психологической диагностики и коррекции, социальной реабилитации, адаптации детей и подростков, службу социально-правовой защиты и юридической помощи, иногда — приют проживания в условиях стационара;

- социальный приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного прибежища, медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. Приют может быть организован как самостоятельное учреждение ТСС и как часть социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который осуществляет содержание и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет);

- реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.

Цели деятельности специалиста по социальной работе с семьей:

установление социального статуса клиента;

составление индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, программ по работе с семьей;

управление реализацией данных программ с привлечением узких специалистов и заинтересованных ведомств;

анализ социального положения различных категорий семей и детей с целью подготовки предложений по разработке социальных программ.

Для достижения указанных целей специалист по социальной работе выполняет различные функциональные обязанности:

Учет семей и отдельных лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Осуществление первичного приема граждан, выявление их потребностей в различных видах социальной помощи, причин возникших у них трудностей, конфликтных ситуации, подготовка проектов приказов директора учреждения на зачисление клиент на обслуживание.

Сбор документов клиентов, необходимых для работы по решению их проблем, предложений от узких специалистов и подготовке на их основе индивидуальных программ реабилитации, программ работы с клиентом, контроль за их исполнением.

Осуществление посреднической функции с целью решения проблем клиента.

Осуществление социального патронажа над клиентами.

Проведение работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних.

Консультирование клиентов по различным аспектам семьи и брака, по вопросам соблюдения социальных прав клиента.

24