logo
ТехСР с семьей

Государственная политика в отношении малообеспеченных семей.

Малоимущим (малоимущей) признается тот гражданин (семья), среднедушевой доход которого (которой) ниже величины прожиточного минимума. Такие малоимущие имеют право на получение государственной социальной помощи (п. 1 ст. 6 Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» 1997 года).

По данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2010 года численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 18,5 млн. чел. или 13,1 % от общей численности населения, что ниже чем, в предыдущие годы

Были приняты еще два Федеральных закона, затрагивающих ту же сферу, «О государственной социальной помощи» и «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»» (оба вступили в силу в июле 1999 года). В данных актах закрепляется переход к адресному принципу оказания социальной помощи.

Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст. 6).

Важным представляется положение, в соответствии с которым государственная социальная помощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6). Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного обследования), направленной на подтверждение сведений, которые представлены в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи (п. 2 ст. 8). Здесь же регламентируются порядок и сроки принятия решения по таким заявлениям (п. 3 ст. 8).

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 188-ФЗ (с последующими изменениями); постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (с последующими изменениями) закрепляют право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Федеральный закон от 1 июня 2011 года № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1. федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»», усыновил минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц (до это времени он составлял 4 330 руб. в месяц)

В Республике Башкортостан в отношении малообеспеченных граждан были приняты следующие нормативно-правовые акты:

- Закон Республики Башкортостан от 04.02.2000 № 50-з «Об адресной социальной помощи»

- Закон Республики Башкортостан от 17.12.2004 № 132-з «О ежемесячном пособии на ребенка в Республике Башкортостан»

- Указ Президента Республики Башкортостан от 27.05.1996 № УП-345 «О мерах по государственной поддержке семьи, материнства, детства и улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан»

- Указ Президента Республики Башкортостан от 20.09.2000 № УП-575 «О дополнительных мерах государственной поддержки отдельных категорий многодетных семей в Республике Башкортостан» и др.

- Указ Президента Республики Башкортостан от 9 ноября 2010 года №УП-641 «О минимальной заработной плате в Республике Башкортостан» (установлена минимальная заработная плата в размере 5500 рублей в месяц, включая выплаты по районному коэффициенту)

Основными направлениями социальной работы с малоимущими слоями населения являются: социальная поддержка и государственная социальная помощь.

Социальная поддержка - это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономических проблем конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а социальные работники или другие специалисты оказывают ему в этом необходимую помощь: консультируют, предлагают определённые ресурсы и возможности и т.п.

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

- поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- адресного использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

- снижения уровня социального неравенства;

- повышения доходов населения.

В соответствии с нормативно-правовыми актами в республике предоставляются следующие меры поддержки малообеспеченным семьям:

1. Ежемесячное пособие на ребенка (Закон Республики Башкортостан от 17.12.2004 № 132-з «О ежемесячном пособии на ребенка в Республике Башкортостан»):

1.1. базовое пособие

1.2. пособие на детей одиноких матерей

1.3. пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов

1.4. пособие на детей военнослужащих, проходящих службу

2. Социальное пособие отдельным категориям малоимущих граждан, в т. ч.:

2.1. дети-инвалиды

2.2. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

2.3. дети из многодетных семей

2.4. дети из неполных семей

2.5. дети, у которых оба родителя неработающие инвалиды (пенсионеры)

2.6. дети, у которых один из родителей - инвалид I группы, второй осуществляет уход за инвалидом

Средний размер социального пособия данным категориям детей за данный период, существенно не увеличился, что можно наблюдать в диаграмме. Необходимо отметить, что средний размер пособия составлял: в 2006 году – 113, 58 руб., 2007 – 123,33 руб., 2008 – 124, 07 руб., 2009 – 124, 41 руб., 2010 – 124,30 руб.

3. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг