logo
ТехСР с семьей

Научные классификации семей.

В науке существуют принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья - такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии, которая трактуется как многоженство.

С практической точки зрения, принимая во внимание цели и задачи семейной политики, социальной работы с семьей, огромное значение имеют типологии семей групп риска, типологии семей с точки зрения уровня социально-психологического здоровья семьи, уровня семейного дохода, уровня социальной адаптации, особых условий семейной жизни.

В современной научной литературе встречаются различные типологии семей:

1) по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;

2) по составу: неполная, отдельная, простая и нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака;

3) по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи;

4) по структуре лидерства в семье: эгалитарное (демократическое) и традиционное (авторитарное);

5) по однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии и т.д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная);

6) по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

7) По уровню социально-психологического здоровья выделяют благополучные, проблемные, конфликтные, кризисные семьи;

8) по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);

9) по характеру проведения досуга: открытое и закрытое (ориентированная на внутри домашний досуг);

10) по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;

11) по степени кооперации совместной деятельности: традиционная, коллективистская и индивидуалистическая;

12) по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная.

13) По уровню социальной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности выделяют: благополучные, семьи групп социального риска, неблагополучные, асоциальные.

14) По степени воспитательного воздействия различают: благоприятные, благоприятно-неустойчивые, неблагоприятные, нейтраль­ные, криминогенные, конфликтные, десоциализованные.

15) По материальной обеспеченности различают: семьи с высоким материальным достатком, со средним материальным достатком, с низким материальным достатком (малообеспеченные), нуждающи­еся (за чертой бедности). Малообеспеченные семьи социологи раз­деляют на "новых бедных" — это семьи, обедневшие в результате экономических реформ, но сохранившие внутренние социальные ресурсы и "традиционно бедные" — изначально депривированные, с крайне небольшим запасом социальных ресурсов.

16) По особым условиям семейной жизни выделяют семьи, где один или оба супруга являются несовершеннолетними, студенчес­кие, дистантные и внебрачные семьи, семьи воспитывающие детей-инвалидов, студенческая семья.

В настоящее время в теории и практике социальной работы большое распространение получили типологии семей "групп социального риска". Семья группы риска - тип семьи, в которой существует не­которое отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную. Отклонения не стали дезадаптирующим факто­ром, но компенсируются другими характеристиками. Несоответ­ствие социальным стандартам не осознается членами семьи как важная проблема, способная нарушить жизнедеятельность такой семьи. Семьи группы риска занимают промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями.

К факторам или критериям социального риска можно отнести:

* социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия, безработица родителей);

* социально-демографические факторы (отсутствие одного или обоих родителей, повторный брак, неродной ребенок в семье);

* медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в составе семьи инвалидов, отягощенная наследственность);

 психолого-педагогические факторы (нарушение межличнос­тных внутрисемейных отношений, деформирование ценностных ори­ентации членов семьи, предразводная и послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение между родителями и детьми, недостаток эмоционального и до­верительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспита­ния и т. д.);

* криминальные факторы (семейная (домашняя) жестокость, паразитический образ жизни родителей, пьянство родителей и т. д.).

Объектом социальной поддержки семьи может стать семья любого типа, однако степень нуждаемости в социальной поддерж­ке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, т. е. виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к разному типу.

Среди общих характеристик, свойственных семь­ям в изменяющемся обществе, можно выделить следующие:

* увеличение числа малообеспеченных слоев населения;

 увеличение социальной и географической мобильности; миграция, в том числе и за пределы государства;

* ухудшающееся состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

* фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщины;

* рост количества неполных семей;

 повышение коэффициента иждивенчества;

* насилие в семье, социальное сиротство.