logo search

Социальное воспитание в средние века.

В связи с ростом церкви, ее огосударствлением в III в. и ее институализацией увеличивается и ее коррумпированность, о чем свидетельствуют постановления соборов того времени. Христианские общины постепенно теряют способность к радикальному социальному корректированию, и эта роль переходит к монастырям. В монастыри уходят люди, особенно остро сознающие нужду в своем социальном и духовном перевоспитании. Позже, особенно на западе, туда направляют в административном порядке согрешивших священников и мирян. Монастыри в средневековом христианстве выполняют ту же роль, что и общины раннем христианстве. Именно при монастырях образуются богадельни и приюты, именно монахи призывают людей в миру «к покаянию».

Но сам процесс духовного обращения и христианской социальной педагогики сильно видоизменяется. Субъектом социального воспитания выступает уже не вся община, как прежде, а лишь опытный духовный наставник. Обычно эту роль выполняют настоятели монастырей, монахи и священники. Процесс становится гораздо более целенаправленным, вырабатываются методики «исцеления души». Так, появляются многочисленные руководства по духовной жизни, например, «Устав» Бенедикта и «Лествица» Иоанна Лествичника.

Как и прежде, исцеление души связано с изменением поведения. Но в этот период вкрадывается идея о том, что можно изменить поведение, а соответствующее этому расположение сердца придет потом. Эти идей можно найти в писаниях многих отцов аскетики, в том числе и у преподобного Иоанна Лествичника.

Поскольку путь в монастырь был явно не для всех, то церковь перемещает ответственность за воспитание в духе христианства на семью. Здесь заимствуются соответствующие идеи из наследия иудаизма (Ветхий завет). Развивается и институт крестных отцов и матерей. Его развитие было связано с тем, что повсеместное распространение получает крещение младенцев, крещаемых по вере родителей и крестных, которые давали обещание воспитывать детей в христианской вере через свои слова и дела. Как известно, в случае, если семья не могла выполнять свои обязательства по отношению к ребенку (материальные или духовные), то обязанностью крестных было вмешаться в судьбу ребенка и напрямую заняться его воспитанием. Но даже в случае, если ничего выходящего за пределы нормы и не происходило, крестные все равно принимали активное участие как в духовно-моральных, так и материальных аспектах христианского воспитания ребенка. Таким образом, можно сказать, что институт крестных в церкви был прообразом института современных социальных педагогов.