Социально-педагогическая деятельность
Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить ее отличительные особенности, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.
Педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами — работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. — в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.
Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т. е. она равно направлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности, как отмечалось ранее, являются:
• деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
• деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы. Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:
• непосредственную работу с ребенком;
• посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время это задача непростая, поскольку сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально возможные области ее применения.
Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:
• социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;
• социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;
• социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;
• социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;
• социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:
• социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;
• социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;
• социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;
• социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.
В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда — и в профилактической работе.
Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.
В настоящее время теоретическая разработка, организационное оформление, нормативное закрепление, оснащенность методиками и технологиями выделенных видов профессиональной социально-педагогической деятельности реализованы в разной степени. Общая ситуация такова, что официально должность социального педагога введена далеко не во всех учреждениях, где она нужна, а там, где введена, профессиональный потенциал такого специалиста реализуется, как правило, недостаточно полно — либо вследствие неразработанности его функциональных обязанностей, либо потому, что в этой должности работает человек, не имеющий профессионального образования в области социальной педагогики, либо в силу других объективных или субъективных причин.
С другой стороны, разные работники детских учреждений и организаций (учителя, руководители кружков, клубов, вожатые, воспитатели и др.) всегда профессионально выполняли — и при отсутствии социального педагога в штате сотрудников продолжают выполнять до сих пор — те или иные социально-педагогические функции, прежде всего — профилактического характера. Поэтому при введении в этих учреждениях должности социального педагога возникает проблема практического перераспределения функциональных задач между работниками этих учреждений, что требует времени.
В этой ситуации необходимо учитывать разную степень актуальности решения тех или иных социально-педагогических проблем. Так, профилактическая работа или работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, может ждать, пока естественным путем сформируется система профессиональной социально-педагогической помощи этим категориям детей, поскольку фактически она частично осуществляется другими специалистами-педагогами (учителями, организаторами внешкольной работы, вожатыми, воспитателями, дефектологами и др.).
Другое дело — проблемы социализации детей, имеющих социальные и педагогические отклонения, которые в своем подавляющем большинстве оказались вне сферы педагогического воздействия. Эти социально-педагогические проблемы должны грамотно, профессионально решаться уже сегодня, ибо от этого зависит социальное здоровье нашего общества завтра. Вот почему, на наш взгляд, теоретическая разработка и организационное оформление социально-педагогической деятельности с этими категориями детей приобретает сегодня приоритетное значение. При этом необходимо опираться на тот богатый опыт, который накоплен в рамках образования, медицины, социальной защиты, органов внутренних дел и других сфер практической профессиональной деятельности, где такая работа велась до введения института социальной педагогики.
- "Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)"
- Введение в профессию «социальный педагог» лекция 1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в россии
- Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.
- Этапы развития благотворительности в России.
- Лекция 2. Профессиональная деятельность социального педагога
- Структура профессиональной деятельности
- Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.
- Лекция 3. Система профессиональной подготовки социальных педагогов
- Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях
- Основы социальной педагогики лекция 4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
- Социальная педагогика и социальная работа
- Лекция 5. Развитие ребенка в социуме
- Биологические факторы
- Социальные факторы
- Влияние среды на развитие ребенка
- Лекция 6. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
- Типы отклонений
- Лекция 7. Категории социальной педагогики
- Социально-педагогическая деятельность
- Социальное обучение
- Лекция 8. Принципы социальной педагогики
- Принцип природосообразности
- Принцип культуросообразности
- Лекция 9. Социально-педагогическое исследование
- Сущность научного исследования
- Задачи научного исследования в социальной педагогике
- Этапы и методы социально-педагогического исследования
- Основы социально-педагогической деятельности лекция 10. Методика и технологии социально-педагогической деятельности
- Сущность методов социально-педагогической деятельности
- Социально-педагогические технологии
- Лекция 11. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Социальный статус семьи и ее типология
- Формы социально-педагогической помощи семье
- Лекция 12. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Попечение сирот в современных условиях
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения
- Лекция 13. Девиации как социально-педагогическая проблема
- Типы девиаций
- Причины девиантного поведения подростков
- Концепции девиации
- Лекция 14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей
- Особенности детского алкоголизма
- Причины и последствия детского алкоголизма
- Лекция 15. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей
- Классификация и типы наркотиков
- Особенности подростковой наркомании
- Причины и последствия подростковой наркомании
- Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ
- Лекция 16. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей
- Особенности детской проституции
- Причины и последствия детской проституции
- Типология проституции
- Лекция 17. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей
- Проблема преступности несовершеннолетних
- Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей
- Лекция 18. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
- Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
- Лекция 19. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя
- Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Дети дошкольного и младшего школьного возраста
- Подростки
- Юношество
- Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.
- Лекция 20. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями
- Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем
- Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- Лекция 21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях
- Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности
- Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве
- Социальное воспитание в христианстве.
- Социальное воспитание в ранней церкви.
- Социальное воспитание в средние века.
- Социальное воспитание под влиянием реформации.
- Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях
- Протестантизм.