logo search
11-20

18)Место фольклора в народном искусстве и художественном творчестве.

Фольклор, в переводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор — это народное историческое культурное наследие любой страны мира.  Произведения русского фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.  Творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Искусство слова было тесно связано с другими видами искусства — музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «синкретизмом».  Фольклор был искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказок, сюжеты которых основывались на мечту, на мудрость, на этический вымысел. . Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение и пляска, рассказывание и разыгрывание).  С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни: романсы, анекдоты, рабочий, студенческий фольклор. Сейчас новых русских народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются и по ним снимают мультфильмы и художественные фильмы. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой творчества. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура. А некоторые жанры (не только исторические песни) отражают историю данного народа.в условиях развитого индустриального общества сознательно поставленная задача активного сохранения и развития фольклорного наследия на его собственной эстетической основе требует освоения поэтической системы фольклора на почве высокой профессионализации творчества, специальной подготовки творческих кадров, глубокого научного изучения поэтической системы самобытного народного творчества.Так, на одних стадиях развития общества и культуры отличие фольклора от "художественного" искусства выступает, прежде всего, как различие учено-литературной линии творчества и устной традиции, идущей от народных преданий и стихийного мировоззрения народных масс. В другие эпохи воспроизводство фольклорной традиции не требовало творческой специализации, фольклор выступал как "непрофессиональное" творчество в противоположность профессиональной деятельности специально обученных художников и их искусству. В иных условиях могут оказаться значимыми, конститутивными и иные признаки.

Сущность фольклора и фольклорности для теоретических дискуссий конца 60-х - начала 70-х годов имела ключевое значение, поскольку фольклор рассматривался (и действительно) был исторически исходной формой народного самовыражения. И если содержание понятий "фольклор" и "фольклорное сознание" оставалось неясным, не поддавалась решению и вся проблема народности искусства вообще. Выход из этой ситуации исследователи видели в том, чтобы вначале концептуально зафиксировать "исторический ряд" фольклора, а затем постепенно "выстроить" вокруг него другие виды творческой деятельности и пласты культуры, реализующие эстетическое качество народности в определенной связи с фольклором (какой - предстояло исследовать), но в иных формах.Решать эту задачу приходилось в весьма сложном теоретическом контексте, реконструировать структуру которого при помощи старой, "классифицирующей" системы понятий было невозможно.

Во-первых, ни один смыслоразличительный признак, до сих пор использовавшийся в науке для характеристики фольклора, не оказывался "закрепленным", все они могли присутствовать не только в фольклоре, но и в каких-то других, отличных от него формах искусства. Поэтому границы "фольклорности" оказывались то очень узкими, оставляя вне ее целый ряд интуитивно неотделимых от фольклора и фольклорного сознания явлений, то, наоборот, чрезмерно расширялись, охватывая буквально все, что могло так или иначе питаться "родниками народного творчества".Во-вторых, став в середине ХХ века объектом социокультурной рефлексии ("Ренессанс этничности"), фольклор как бы разделился на различные слои и потоки, так что само понятие "фольклор" оказывалось очень многозначным, обозначающим разные явления: "омертвевший" фольклор, превратившийся или превращающийся в памятник культуры; живой фольклор традиционного типа, еще сохраняющийся в творчестве своих немногочисленных носителей, воспринявших его от дедов и прадедов; живой, но "подхваченный" фольклор, воспроизводимый в профессиональной среде при помощи особых реконструктивных приемов и нашедший нового потребителя в лице ищущих "корни" образованных горожан; неофольклорное творчество типа "авторских" песен и т.д. В такой ситуации, по-видимому, можно говорить даже не о фольклоре, а о "фольклорах". Правда, до столь радикальной постановки вопроса теоретические дискуссии 60-х - 70-х годов не дошли. Однако многозначность, многоаспектность проблемы народности искусства, не сводимость ее к отработанной в XIX веке схеме, выделяющей лишь две ее формы (непосредственную, но ограниченную по своему идейно-эстетическому потенциалу народность фольклора, и опосредованную, нуждающуюся в поиске адекватной связи с народными интересами, но "открытую" в смысле дальнейшего развития народность "ученого", "художественного" искусства) уже осознавалась (130).

Достаточно четкие границы были проведены в исследованиях конца 60-х - начала 70-х годов, прежде всего между фольклором (фольклорами?) и самодеятельным (любительским) художественным творчеством.Художественную самодеятельность и "классические" виды фольклорного творчества сближают такие характеристики, как тенденция к коллективности творческого процесса и отсутствие специальной систематической подготовки у самих творцов. Однако в контексте осознания многоразличности форм народности сравнительно легко устанавливалось принципиальное несходство фольклора и самодеятельности. Так, в самодеятельности преобладает ориентация на "академические" формы искусства, на усвоение и развитие профессиональных форм исполнительской культуры, на "школу" Профессиональное искусство является для самодеятельного эталоном художественного мастерства, основным источником изобразительных средств и приемов, которым самодеятельные художники обычно подражают.Как и фольклор, художественная самодеятельность есть форма непосредственного художественного самовыражения народной массы. Но, несмотря на наличие определенного сходства, в целом она представляет собой иную форму народности искусства. Если в фольклоре народ рассматривался как творец и художественной традиции, и каждого конкретного произведения (точнее - художественной темы, сюжета, разработка и варьирование которых были обычно уже делом отдельных исполнителей), то в художественной системе самодеятельного искусства сохраняется внимание к авторской личности и ее индивидуализации. Однако принцип авторства ограничен и в некоторых аспектах оказывается несущественным, специально не оговаривается и не фиксируется.Так, самодеятельный театр обычно отдает должное авторству драматурга-литератора, но не обращает особого внимания на специфическое "авторство" актеров, т.е. на авторские индивидуальности исполнителей, занимающихся творчеством не специально, а лишь в часы досуга.