12)Русский земледельческий календарь – как комплекс магических обрядов, ритуалов и гаданий.
Слово календарь восходит клатинскому «calendae» (первый день месяца), а оно, в слою очередь, к глаголу «Calare», что значит выкликать. Календари создавались в разных уголках Земли, ибопотребность измерять время возникала у всех народов, как только осознаваласьпериодичность явлений природы (смена дня и ночь, времен года). Упорядоченный счет времени –итог длительного развития человеческой мысли. Наблюдений и опыта, необходимое условие для дальнейшего развития цивилизации. Славяне не были исключением. Основным занятием восточных славян (и русских втом числе) было земледелие. Культура в целом, праздники, обряды носили земледельческий характер. Календарь русского крестьянина представлял собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями, обрядами, произведениями устного народного творчества, установившимися веками нормами общественной жизни. Жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времен года, поворотными сроками СОЛНЕЧНОГО календаря.Особо выделялись четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние святки. Каждый из этих четырех сроков у разных народов в разное время служил днем, с которого исчислялся Новый год. Слово «Лето» имело два значения –«время год» и «год» (Столетие, летоисчесление, летописец и т.д.) На Руси в течение некотороговремени существовало три календаря – гражданский, церковный, народный (аграрный), которые, то совпадали, то расходились. Как бы ни менялись официальные сроки начало года, народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времен года и за основные вехи принимало период зимнего солнце ворота –Спиридоньев день, (позднее перенесенный на 25 декабря – Рождество Христово???). В определении сроков и продолжительности времен года крестьянин целиком исходил из реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность ихозяйственный быт. Поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, но всознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарнымивременами года. (Короткое северное лето и длинная зима). Народ ощущал измененияв природе и реагировал на происходящее практическими действиями. В крестьянском понимании осень в среднерусской полосереально начиналась с Ильина дня (2 августа по новому стилю) и знаменовалась периодом уборки урожая, продолжаясь до праздника Покрова Богородицы (14октября). Зима Весну начинали призывать в марте, а началом ее считали Егорьев день (6 мая). Собственно лето для крестьянина - это короткое время с праздника Ивана Купалы (7 июля) до Ильина дня (2 августа). Редко – до первого (медового) спаса. Сезонный календарь северных широт Весна – с 6 мая по 7 июля (периодпосева и посадок) Лето – с 7 июля по 2 августа (периодсенокоса) Осень - с 2 августа по 14 октября (сбор урожая) Зима – с 14 октября по 6 мая (период домашней работы, заготовка древесины для постройки дома) Помимо основных годовых сезонов выделялись переходные периоды: пролетье (поздняя весна– раннее лето), молодое бабье лето (конец лета, начало осени), осенины(середина сентября), позимье (октябрь). По народным представлениям двеполовины года взаимовлияют и обуславливают друг друга (зима с летом, осень с весной). Эти сравнения отражены в русском фольклоре: пословицах, приметах, загадках и пр. В земледельческом календаре всесоставные части увязаны. Одно время года определяется по другому времени.А каждый месяц составляет пару спротивоположным ему месяцем второго полугодия. (22 декабря – день зимнего солнцестояния - солнце на лето – зима на мороз, 22 июня – день летнего солнцестояния – солнце на зиму - лето на жару) По характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу; март, апрель и май соответствуют сентябрю, октябрю и ноябрю и наоборот.
- 11)Возрождение народной художественной культуры в современных условиях.
- 12)Русский земледельческий календарь – как комплекс магических обрядов, ритуалов и гаданий.
- 13)Народный месяцеслов – энциклопедия «народный знаний и представлений».
- 15)Сохранения и развития национальной культуры.
- 18)Место фольклора в народном искусстве и художественном творчестве.
- 19)Специфика руководства фольклорной самодеятельностью.
- 20)Художественные элементы обрядово-магических и ритуальных форм весенних народных праздников.