logo
11-20

20)Художественные элементы обрядово-магических и ритуальных форм весенних народных праздников.

Радостно встречалась весна. Языческие весенние праздники приурочивались к благовещению (25 марта), к пасхе и к фоминой неделе (первая после пасхи). Воскресенье фоминой недели называлось красной горкой, понедельник — радуницей, вторник — навьим днём. С красной горки начинали водить хороводы. В дни весенних праздников закликали весну, разжигали костры и прыгали через них, а в егорьев день (23 апреля) выгоняли скотину после зимы в поле и во многих местах прогоняли её через костры; водили хороводы, поминали умерших, сопровождая эти обряды и игры пением песен. Весной пелись веснянки, хороводные и егорьевские песни. Веснянки — это короткие «закликания», т. е. призывы, обращения и вопросы к весне, имевшие когда-то значение магических заклинаний. Их начинали петь в начале марта, когда — в связи с прилётом первых птиц — в деревнях пекли особые хлебцы — «жаворонки». В некоторых местах веснянки пелись с 25 марта, т. е. с «благовещенья». Девичьи хоры пели их, перекликаясь друг с другом: кончал один, вдали начинал другой, и песни звенели из конца улицы в другой, от села к селу. Веснянки, как и заговоры, имеют якобы принудительный смысл: они «зиму замыкают», «землю отмыкают», «траву выпущают». В другой группе веснянок обращения к Весне переплетались с мотивами любви и будущего брака. Известные детские песенки: «Солнышко, вёдрышко, выгляни в окошечко» и «Дождик, дождик припусти, мы поедем во кусты», возможно, являются по происхождению веснянками. Радость встречи весны, как начала основных сельскохозяйственных работ, и радостные тревоги любви — вот два чувства, выражающиеся в веснянках. Поэтические образы веснянок взяты из мира природы: ласточки, жаворонки, соловьи, кудрявые вербы, белая берёзонька, калина, зелёная трава-мурава, солнышко-вёдрышко, первый благодатный весенний дождь. Хороводные песни бывали сборные, игровые и раз­борные. Сборные песенки — это призывы к молодёжи собираться в хоровод: «Размолодчик молодой, бери девицу с собой!» Игро­вые песни пелись, когда все сходились в круг и начинали играть. Песня и игра здесь нерасторжимы. Это зачатки народной драмы. Многие из этих игр носили подражательно-мимический характер и являлись воспроизведением трудовых процессов (сеяние проса, обработка льна) или повадок и движений животных и птиц («заинька», «воробышек» и др.). В некоторых весенних играх символически изображались сватовство и брак, похищение или выбор молодцом невесты («бояре и княгини», «князь выбирает княгиню» и др.). Разборные, или разводные, песни, очень короткие, часто состояли из приглашения целоваться. Егорьевские песни пелись в день выгона скота на пастбища. Егорьевские песни возникли из языческих заклинаний, приблизившихся к христианским молитвам. Сады и улицы украшались зеленью, чаще всего березками. В среду перед троицей наряженные девушки шли в лес выбирать и «заламывать» берёзки, а в семик (или в субботу) ходили «завивать» отмеченные берёзки — перепоясывать их шелковыми поясами или лентами. Эти ленты сохранялись потом для перевязывания венчальных свечей. В троицын день после церковной обедни девушки ходили «развивать» березку. Завивание и развивание берёзки сопровождались хороводными играми и песнями. Языческий характер обрядов и песен в эти дни выступал главным образом в культе растительного мира, в обычае гадать по венкам, бросавшимся в воду. Христианское влияние, вообще слабое в русских праздничных песнях, сказалось здесь лишь в смешанном олицетворении «троицы-богородицы». В песнях чаще всего правдиво описывается обряд, почти утративший культовое значение и превратившийся в игру. Тонкое чувство природы, любовь к родным полям, лугам и лесам составляют главную поэтическую прелесть народных песен конца весны.Многие приметы научно не обоснованны, но вызывают интерес: «Из березы течет много сока - к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед - мокрое. Поздний расцвет рябины. - к долгой осени. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холод­ному лету. Снег по весне тает на полночь (с северной стороны) от муравьиных куч - лето будет теплое и долгое, а ко­ли на полдень (с южной стороны) - холодное и ко­роткое» и многие другие.

Март – протальник. Первый месяц весны ещё обманчив. Не зря, знать, и пословица толкует: «Февраль воду подпустит, март подберет. Март зиму ломает, новому сезо­ну дорожку торит».О марте народная молва говорила так: «Март-позимье сшибает рог зиме. Раненько март веснянку затягивает - ненадежное тепло. С марта пролетье, весна начинается (пролетье — теплый сезон). Февраль силен метелью, а март - капелью. Февраль зиму выдувает, а март ломает».

Месяц - зимобор открывает теплое время года, начинается подготовка к горячим полевым работам, прибавляются хлопоты в хозяйстве по прокорму скота и починке инвентаря.Свое имя март получил от римлян, назвавших его в честь Марса - бога войны. Древнерусское название марта - сухий (по одной гипотезе – месяц с малым количеством осадков, по другой - сохнущий срублен­ный лес). При подсечной системе земледелия на Руси поля отвоевывали у леса: поваленные в феврале де­ревья после подсушки сжигали и на гарях - палах (вот откуда и произошло слово «поле»).По народному численнику 6 марта - Тимофей-весновей, 12-го - Прокоп перезимний дорогу рушит, 13-го - Ва­силий-капельник - с крыш каплет.14-го - Евдокия (или Евдокея) - плющиха. Вокруг этого дня бытовало много примет и присло­вий: «Пришли Евдокея - мужику затеи: соху точить, бо­рону чинить», «Авдотья - весновка весну сряжает», «Евдокия - замочи подол, под порогом мокро», «Евдокия красна, и весна красна», «С Евдокии - плющихи первые оттепели».Авдотьин день слыл летоуказателем: «Какова Евдокея, таково и лето», «На Евдокею погоже - все лето пригоже», «Отколе ветер с Евдокеи, оттуда и во все лето», «Смотри лето по Евдокеи: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер - к мокрому лету, а мороз и северный ветер - к лету холодному».

За Евдокией следовал Федот: «На Федота занос - долго травы не будет». А через день – Герасим – грачевник. «Грач на горе - весна на дворе».18 марта - Конон-огородник. Искусники гряд пере­бивают парниковый грунт, меняют гнилые парубни, замачивают семена для высева.

22 марта - Сороки - день равен ночи. На Сороки молодёжь водила хороводы, распевала «сбор­ные» песни. Их назначение - приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на Масленицу, и теперь хо­роводные игры способствуют и веселью и встречам.Апрель – снегогон. В начале апреля на Руси бытовали поверья: «Где в апреле река, там в июле лужица», «Февраль богат снегом, апрель — водой», «Апрельские ручьи землю будят». В это время старики предупреждали: «Апрель обманет, под май подведет», «Не ломай печи - еще апрель на дворе», «Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит: что-то будет?»

Древнерусское название апреля - березозол - означало: зол для берез. Встарь в эту пору, заготавли­вая соковицу — сладкий березовый сок. Кое-где апрель слыл за «цветень» - по времени распускания первых цветиков. Но чаще этот месяц называли снегогон.Открывают народный календарь – численник апреля Дарьи - грязные «пролубницы» или «обгадь проруби». С это­го дня белили холсты: вытканное суровое полотно стелили на снег. От промораживания и снеговой влаги оно умягчалось, становилось носким и белее цветом.

4 апреля - Василий-солнечник, Василий-парник, Василий - капельник - с крыш каплет.7 апреля – Благовещенье. «На Благовещенье - весна зиму поборо­ла», «Коли на Благовещенье снег на крышах лежит, так лежать ему до Егорья (6 мая) в поле», «Покров (14 октября) не лето, Благовещенье - не зима», «На Благовещенье гроза - к теплому лету».9 апреля - день Матрены-настовицы. Срок прилета настовиц - чибисов. «Чибис прилетел, на хвосте воду принес». В этот день говорили, что «щука хвостом лед разби­вает».

Слыла Матрена также «полурепницей». Огородникам пришло время отбирать половину репы на семена. В старое время репа (после капусты) была одним из основных продуктов питания русского крестьянина. Карто­фель на Руси стал известен лишь с конца XVIII века, поэтому забота о семенах репы - это забота о сытости.

14 апреля -  «Марья - зажги снега, заиграй ов­ражки».

21 апреля - «Родивон - ледолом, ревучие воды».

23 апреля: «На Руфа дорога рушится». А следую­щий день - Антипа-половода. Этому дню посвящены приметы: «Коли на Антипу воды не вскрылись, то лето плохим простоит», «Половодье Антипа в овражке топит». А еще день спустя - Василий Парийский. На Василия Парийского весна землю парит. В это время мужики любили говорить: «Антип воду льет на поймы, Василий земле пару под­дает.

Запарил землю Василий - выверни оглобли, закинь сани на поветь». Пора пахать!

Пришёл долгожданный май – травень. Май - торжество весны зеленой. Примечали старые люди: «Соловей запевает, когда может напиться росы с бере­зового листа», «Зяблик рюмит - дождь будет», «Май - коню сена дай, а сам на печь полезай».

Приходит первое тепло. Непродолжительный же возврат холодов обычно приходится на срок цветения черемухи, за что эти холодные дни и называют «черемухиными».

Подходит первый майский народный день: 6мая – Егорий – тёплый..

8 мая – Марков день.  «На другой день - Еремей-запрягальник, яремник. «На Еремея погоже - уборка хороша», «На Еремея непогода - всю зиму промаешься», «Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея» - поучительно звучат народные приметы.18 мая - Арина-рассадница. Капусту рассаживают на гряды. 19 мая - Иов - горошник, огуречник, россенник. «Иов - россенник росы распутал». В мелкие бороздки сеют обросшие семена огурцов, поливают посев прудо­вой или стоялой колодезной водой.А вот и 22-е мая - Николыцина. Важнейшая аг­рарная дата для дореволюционной Руси. «Овес и пшеницу сей: ранние - с Николина дня, позд­ние - с Пахомиева». Через день после Николы - Мокей. Этому дню тоже отводились свои приметы: «В день Мокея мокро - все лето таково», «Коли на Мокея туманно и багряный восход солнца, а днем дождь - к мокрому, грозному лету».26 мая - Лукерья-комарница: появляются комары». За Сидором (17 мая) - Пахом. «Пришел Пахом - запахло теплом», «На Пахома тепло - все лето теплое», - поговаривали на Руси об этом дне. Приближается лето…

Вознесение Господне Православная Церковь празднует в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа (Пасхи). Так как день Пасхи ежегодно меняется, то и дата, т.е. число и месяц, праздника Вознесения ежегодно разные. Это один из больших (двунадесятых) праздников. На 40-й день после воскресения Иисус Христос вывел учени­ков из Иерусалима на гору Елеонскую. Подняв руки, благословил их, а затем стал отделяться от земли и в их глазах подниматься в небо. Иисус Хри­стос «вознесся в небо», окончательно завершив свое служение Спа­сителя – Мессии на земле. 

По традиции на Вознесение пекут пироги с зеленым луком и непременно символические лесенки (удлиненной формы хлеб, булки, пироги, кулебяки с украшениями из теста в виде надре­зов, поперечинок, перекладинок, как бы лестничных ступенек). Они так и назывались - лесенками, лествицами, лестничками. Во многих местах эти лестнички делались с семью перекладинками, что знаменовало семь небес. Их пекли для того, чтобы Христу было легче подниматься в небо. В день Вознесения красят яйца, как и на Пасху.По народной традиции в праздник Вознесения ходили в поле, в рожь (или лен) с лесенками есть яичницу. Бросали вверх лесен­ки, ложки и крашенные яйца, чтобы новый урожай тянулся ввысь.