logo
11-20

15)Сохранения и развития национальной культуры.

Усиление внимания на региональном и федеральном уровнях к этнокультурному компоненту, сохранению и развитию национальной и традиционной народной культуры, начиная с 2000 года, способствовало появлению на территории республики объектов, выполняющие функции территориальных этнокультурных центров. Такими центрами становились не только новые учреждения, но и филиалы и отделы уже существующих учреждений культуры и образования. Функционал этнокультурных центров (далее — этноцентры) выполняли также общественные организации и объединения местных жителей — носителей культуры. Они ведут работу по сбору вещественных памятников и фольклора, проводят просветительскую и исследовательскую работу, возрождают традиционные ремесла, народные праздники.

Одним из актуальных направлений по сохранению и развитию традиционной национальной культуры и народного творчества является поддержка традиционных праздников, фестивалей, ярмарок и других форм культурной деятельности.

Ежегодно проводятся традиционные мероприятия: международный культурный марафон «Калевальская мозаика», этнокультурный проект «Национальная палитра Карелии», вечера и праздники национальных культур.

Главной проблемой ресурсного характера для большинства культурно-досуговых учреждений является оснащение техническим оборудованием и обеспеченность помещениями. Материально-техническая база большинства учреждений была сформирована в 1970–80-е годы.

Также остро стоит вопрос кадрового обеспечения культурно-досуговых учреждений. Эффективному развитию отрасли препятствует неадаптированность муниципальных кадров к современным условиям, незнание ими основ менеджмента, маркетинга, компьютерных технологий, социокультурного проектирования. Сложности экономической ситуации не позволяют муниципалитетам оплачивать целевое обучение и систематическое повышение квалификации работников культурно-досуговой сферы. На сегодняшний день в муниципальной сфере досуга работает 1205 человек (согласно штатной численности), из них 47% — в сельской местности. За 10 лет численность штатных сотрудников снизилась на 17%, численность работающих в сельской местности уменьшилась на 12%.По сравнению с 2010 годом на 52% возросло участие творческих коллективов в культурных мероприятиях, проводимых в районах республики. Взаимодействие коллективов ГУ «Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия» (далее — Центр) и коллективов из муниципальных образований республики укрепляет профессиональное сотрудничество. Так, в 2011 году на процедуру присвоения/подтверждения звания «Народный (Образцовый детский) коллектив» подали документы 34 самодеятельных творческих коллектива, из них на подтверждение званий выдвигаются 25 коллективов, на присвоение званий — 9 коллективов. В декабре 2011 года по решению Творческой комиссии приказом министерства культуры РК 20 коллективам подтверждено звание, 4 коллективам присвоены звания.

С целью определения основных перспектив развития культурно-досуговых учреждений в 2011 году Министерством культуры РК была создана Концепция развития культурно-досуговых учреждений

16) Национальные традиции в практике этнокультурного центра.

Язык становится важнейшим средством национальной интеграции культуры. Так, во Франции на протяжении нескольких веков центральное правительство предпринимало энергичные меры для утверждения единого языка на основе парижского диалекта. Аналогичные требования выдвигают многие национальные движения в других странах, добивающиеся консолидации своей нации. Конечно, чрезмерная настойчивость в борьбе за чистоту языка может привести к его обеднению или появлению искусственных терминов, создающих ограничения в межкультурном взаимопонимании. Из наличия специфических черт национальной культуры неправомерно делать однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Так, английский язык является литературным и государственным языком для американской, австралийской и новозеландской наций, а испанский для большинства стран Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторые их особенности относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований. Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в движении. И чем больше открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальные их нивелируют. Кроме того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности). Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика. Может сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нации как таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как духовная, идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например, русской идее), но еще не как реальная общность. Неудивительно, что в истории наций были периоды, когда расхождение между этнической культурой «низов» и культурой образованных слоев доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в XVIII-XIX веках между культурой дворянской знати и культурой «простого народа» образовалась настоящая пропасть. Иному русскому дворянину легче было понять чужеземца, чем собственного крепостного. Многие представители высшей аристократии, свободно владея французским, с трудом изъяснялись по-русски. Понадобились гений Пушкина, сумевшего в своем творчестве сочетать «простонародное» начало с аристократической образованностью, страстные выступления славянофилов в защиту «русского народного духа», «хождение в народ» интеллигенции, чтобы навести мосты через эту пропасть. В наше время часто говорят о необходимости «возрождения русской культуры». Иные ультрапатриоты ратуют за возрождение русской этнической культуры. Всякому, кто понимает место и роль этнической культуры в культуре национальной, понятно, что это привело бы не к подъему, а к упадку культурного уровня русского народа. Уходят из народной жизни «приметы старины глубокой»; городская культура проникает в деревенский быт вместе с книгами и аудиовидеотехникой, электричеством и водопроводом, холодильником и автомобилем. Этническая культура все больше переселяется в музеи. Ее надо знать и изучать, но жить - в современной культуре. Конечно, не все в современной культуре может нам нравиться и не все из этнической культуры должно быть исключено из нее. Но забота о сохранении или восстановлении незаслуженно забытых плодов древней народной мудрости должна диктоваться не одной только любовью к прошлому, а прежде всего любовью к будущему, не стремлением удержать специфику, отличающую данный народ от других, а желанием способствовать прогрессу национальной культуры. Патриотизм идет на пользу народу лишь тогда, когда нацелен не на бдительную охрану «истоков», а на процветание народа. Культурный прогресс нации - вовсе не сплошная череда побед и приобретений. Он полон противоречий и утрат. Как человек, взрослея, теряет способность довольствоваться детскими наивными радостями, так и народ, развивая культуру, лишается многого, что волновало и тешило предков. Культурный прогресс сближает народы и выравнивает, а во многом даже унифицирует и стандартизирует условия их культурной жизни. Техника производства и быта, основные права личности и принципы правопорядка, научные знания и многое другое - в этом страны с развитой современной культурой мало отличаются друг от друга. Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации. Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).

17)Роль художественного творчества в социализации подрастающего поколения.Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уросень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.Следующей рассмотренной проблемой стала эффективность организованного досуга как одной из составляющих процесса социализации.Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи

Анализ работы профессора Салахутдинова Р. Г. показал, что в нашей стране существует множество различных способов организации молодежного досуга. Культурные центры здесь выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В настоящее время включены в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодежи, заложены основы для дальнейшего развития данной сферы деятельности. “Социально-культурное творчество (СКТ)” – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.

СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

Общественно-политическое самодеятельное творчество:

- правово политической направленности;

- историко-культурный и экологической направленности;

- интернациональной дружбы;

- искусствоведческой, художественно-критической направленности;

- антивоенное движение;

- движение по защите прав потребителей;

- лоббистские организации и группировки;

- фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и сполнителей;

- религиозной и экстремистской направленности и другие.

Функции:

- служат каналом выражения интересов масс;

- выступают как школа политического воспитания;

- обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;

- охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.

2. Производственно-техническое самодеятельное творчество:

- конструирование – постройка технических объектов с выполнением их проектов;

- моделирование - воспроизведение технических объектов по образцам в уменьшенном виде (или увеличенном);

- изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;

- изобретательство – техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;

- рационализаторство – техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;

- любительство – техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;

- массово-техническое творчество – творческая деятельность народных масс происходящая в свободное время.

Функции:

- ознакомить с достижениями НТП;

- развитие творческих способностей человека;

- воспитание культуры труда – потребности познания, творчества и созидательного труда;

- трудовое воспитание – бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;

- воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.

3. Самодеятельное художественное творчество:

- самодеятельность организованная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;

- художественная самодеятельность ориентированная на профессиональное искусство;

- массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);

- народно-художественные промыслы и ремесла;

- авторская самодеятельность;

- оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.

Функции:

- общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;

- реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;

- организационно-педагогическое – воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;

- возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.

4. Естественно-научное самодеятельное творчество:

- краеведение, природоведение;

- туристско-экскурсионная деятельность следопытов;

- садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;

- изучение живой фауны;

- аквариумисты, рыболовы, голубиводы;

- любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.

Функции:

- экологическое просвещение;

- благоустройство, озеленение района, города;

- формирование умений и навыков рационального природопользования;

- воспитание любви и патриотизма к своему краю.

5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:

- туризм, альпинизм;

- легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.);

- гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;

- тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);

- шахматно-шашечный, нарды;

- йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;

- фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.

Функции:

- физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;

- воспитание физической культуры;

- пропаганда здорового образа жизни;

- подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.

6. Неординарные формы самодеятельного творчества:

- праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;

- конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”;

- конкурсы красоты “Мисс Татарстан”, моделей одежды;

- коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);

- дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.

Функции:

- популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;

- вовлечение людей в социально-культурную практику;

- превращение пассивных потребителей культуры в активных потребителей; активных – в распространителей; распространителей – в созидателей;

- формирование культуры быта.

Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р. Г. назвал предметными и воспитательными:

Предметные – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.

питательные – это культура личности, т.е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.

Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.