Типы учреждений социально-педагогической поддержки для детей группы риска
Описанная ниже муниципальная система социально-педагогической поддержки детства была создана в последнем десятилетии 20 столетия в ходе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Московской области (Люберецкий и Чеховский районы). В систему вошли учреждения и службы, которых до этого не шло в нашей стране.
Центр социально-трудовой адаптации (ЦСТА) был создан для выполнения нескольких функций:
• реализация обучения по престижным профессиям для школ, 5 учебных планах которых сохранился предмет «Трудовое обучение» (6 ч в неделю);
• подготовка по избранной профессии для школ, которые открыли профильные классы (12 ч в неделю);
• создание групп учащихся (14-16 лет), отчисленных по разным причинам из школ, создание им условий для начальной профессиональной подготовки, получения работы и заработка при геполном рабочем дне;
• воспитательно-профориентационная работа среди учащихся общеобразовательных школ района;
• создание рабочих мест для детей и подростков, обучающихся в ЦСТА;
• создание летних трудовых объединений по уборке урожая, сбору трав и т.д. как в районе, так и за его пределами;
• информирование подростков об услугах, предоставляемых Центром занятости;
• осуществление контроля за соблюдением прав подростков в сфере производства (выполнение условий договора между предприятием, организацией, кооперативом и учащимся — заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, спецодежда и обувь и пр.);
• осуществление юридической защиты трудоустроенного подростка при нарушении условий договора работодателем.
Понятно, что возникла необходимость объединения усилий ЦСТА с Центром занятости населения, который мог квотировать рабочие места в районе для детей и подростков, а также материально поощрять их труд на низкооплачиваемых должностях. Поэтому ЦСТА был учрежден совместно Комитетом по образованию и Центром занятости Люберецкого района.
Для решения поставленных задач в структуре ЦСТА предполагалось создание: УПК с филиалом, службы профориентации, информационно-аналитической службы, детского ателье, академии домашних ремесел и др.
За время существования ЦСТА в нем в разное время была организована подготовка по следующим профессиям и специальностям: оператор ЭВМ, машинопись, стенография, делопроизводство, секретарь-референт, бухгалтерский учет, основы юридических знаний, младший медицинский персонал, воспитатель, гувернер, моделирование и конструирование одежды, парикмахер, массажист, косметолог, повар, кулинар, станочник, слесарь-инструментальщик, токарь-фрезеровщик, автодело, фермер, основы личной безопасности.
Обучающиеся в ЦСТА проходят практику по месту жительства, оказывая населению различные услуги по низким ценам.
Особое внимание уделяется в ЦСТА подросткам 14— 16 лет из неблагополучных семей, которые часто не посещают школу. Многие из них не могут овладеть школьной программой. С целью предоставления таким подросткам возможности получить основное общее и начальное профессиональное образование непосредственно на базе района, где они проживают, и был открыт этот центр. Для предотвращения отсева подростков в образовательных учреждениях созданы также классы с углубленным трудовым обучением, в которых учащиеся получают начальную профессиональную подготовку — как в школе, так и через ЦСТА.
Ко времени завершения эксперимента в центре работала 61 группа, включающая 1100 подростков; проводилось обучение по 12 специальностям. В перспективе предполагается увеличение количества профессий до 20, причем приоритет будет отдаваться тем профессиям, которые пользуются в районе наибольшим спросом. Прорабатывается вопрос с отделением Центра занятости населения и промышленными предприятиями о возможности обучения отдельных групп учащихся, имеющих низкий образовательный уровень, непосредственно на их базе с получением стипендии на время обучения. Это очень поддержит подростков из неблагополучных семей, чьи родители не работают или получают небольшую заработную плату.
Центр неотложной социально-психолого-педагогической помощи (ЦНП) был открыт в 1994 г. как приют временного пребывания детей и подростков, но впоследствии в связи с расширением его функций перерос в Центр неотложной социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, в структуру которого входят приют временного пребывания, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, выездные бригады скорой психолого-педагогической помощи.
Главная задача ЦНП — оказание практической помощи детям и подросткам, нуждающимся в социальной и психолого-педагогической поддержке: пострадавшим от жестокого обращения, физического, психологического, сексуального насилия; временно лишенным семейного попечения и средств к существованию, ограждение их от влияния асоциальной среды, обеспечение охраны и защиты их прав. Специалисты центра проводят диагностику причин трудностей детей и подростков, осуществляют меры по их устранению, оказывают краткосрочную и долговременную социальную, медицинскую, педагогическую и психологическую помощь, при необходимости проводят реабилитацию.
В ЦНП попадают прежде всего дети, изъятые из неблагополучных семей, брошенные, бродяжничающие, оставшиеся без жилья и т.д. Дети и подростки могут сами прийти в центр и остаться там, если у них есть для этого причины (родители выгнали из дома, сожители и собутыльники родителей посягают на жизнь и здоровье детей, дети испытывают жестокое обращение в семье, насилие и т.п.).
«Телефон доверия» в ЦНП работает круглосуточно и обеспечивает контакт с детьми и подростками района по всем интересующим их вопросам. Профессионал-психолог может оказать психологическую поддержку, дать совет и проконсультировать. При этом ведется магнитофонная запись вопросов и ответов, что позволяет затем более тщательно проанализировать проблемы обратившихся за помощью детей и подростков, разработать на основе этого анализа рекомендации педагогам и родителям или лицам, их заменяющим.
В кабинете анонимного приема детям предоставляется возможность бесплатно получить консультацию юридического, медицинского, психологического порядка. К работе в кабинете на договорной основе привлекаются специалисты различных служб района, они же анализируют сложившуюся ситуацию, вносят конкретные предложения по улучшению работы тех или иных структур, обслуживающих детей. В случае необходимости принимаются другие меры: направление на лечение, оставление (по согласию ребенка и родителей) в приюте временного пребывания и т.п.
В ЦНП применяется и такая форма оказания помощи, как выездные бригады в составе психологов, социологов, педагогов, юристов, психотерапевтов, врачей. Такие бригады создаются для оказания помощи в разрешении конфликтов между детьми, подростками и взрослыми, в случае попытки суицида и т.д.
За время проведения эксперимента ЦНП оказал помощь более 200 детям и подросткам от 3 до 18 лет по разным направлениям. Это позволило вернуть многих детей к нормальной жизни: они учатся в школе, у них восстановлено жилье, пенсия и т.д. Более 30 детей вернулись в свои родные, обновленные семьи; многие дети отданы под опеку родственникам; часть детей были усыновлены гражданами России, а также ближнего и дальнего зарубежья, часть — остались жить в муниципальном детском доме.
В 1997 г. при ЦНП была также открыта социальная гостиница для подростков. Это социально-педагогическое учреждение было создано, в первую очередь, для оказания помощи и поддержки воспитанникам, возвращающимся из школ-интернатов, детских домов, окончившим профессионально-технические училища, у которых потеряно или вовремя им не предоставлено жилье. Необходимость в таком учреждении обусловлена тем, что многие выпускники детских домов, приютов нуждаются в социальном патронаже, так как не умеют жить самостоятельно, слабо подготовлены к умению выживать в обществе, не обладают необходимыми навыками ведения домашнего хозяйства, бытового самообслуживания, не могут пользоваться социальными инфраструктурами. При невозможности устроиться на работу воспитанники социальной гостиницы могут получать продукты, одежду, обувь до тех пор, пока они не смогут получать заработную плату.
Кроме того, в социальной гостинице могут находиться дети, у которых есть юридически закрепленное за ними жилье, но в силу каких-либо обстоятельств жить там подростку невозможно или небезопасно. Например, родители, которые были лишены родительских прав, не пускают в дом детей, так как они им чужие. При этом в некоторых случаях, даже если ребенка пускают в квартиру, его пребывание там опасно или нежелательно, поскольку в доме сохраняется тяжелая обстановка, которая может заставить ребенка идти по тому же асоциальному пути, по которому пошли родители.
В социальной гостинице могут находиться также несовершеннолетние матери, у которых нет средств к существованию, отсутствует жилье.
Уже сегодня в социальной гостинице в большинстве случаев живут подростки, которые работают, получают заработную плату, но у них не решены жилищные проблемы.
Центр семейного воспитания (ЦСВ) имеет филиалы в разных микрорайонах городов Люберцы и Чехов. Помимо этого ЦСВ открыл на базе своих филиалов центры дневного пребывания детей и подростков, в которых оказывается помощь детям из неблагополучных семей, организуется их досуг, предоставляется возможность найти себе занятие по интересам.
Основная задача ЦСВ — работа с неблагополучными семьями, направленная на смягчение социальных, психологических, экономических факторов, негативно влияющих на развитие семьи и воспитание детей в ней, укрепление связей семьи с образовательными и другими учреждениями воспитания и развития детей, повышение педагогических, психологических, юридических знаний родителей, подготовку подрастающего поколения к браку, помощь семьям, попавшим в кризисную ситуацию, сохранение семьи, ее реабилитацию и изменение в положительную сторону отношений родителей к детям.
Спецификой деятельности специалистов ЦСВ является работа с самыми тяжелыми семьями, имеющими детей, пока еще не вся семья деградировала окончательно и ребенок еще маленький, так что проживание в атмосфере неблагополучия не оказало значительного отрицательного влияния на его психическое развитие.
Специалисты ЦСВ проводят консультации для родителей и детей по проблемам семейного воспитания, организуют родительский всеобуч, выявляют неблагополучные семьи и осуществляют защиту прав детей в этих семьях.
В своей работе социальные педагоги используют опыт международного сотрудничества и адаптируют к российским условиям программу ИНСТАП (вступи в новую жизнь) по оказанию мате-: риалъной помощи неблагополучной семье, в соответствии с ко-\ торой при участии всех членов семьи изменяется обстановка в доме (делается ремонт, наводится порядок и т.д.). ^ Уже сегодня на учете в ЦСВ состоит более 500 неблагополучных семей, в которых живет более 1000 детей и подростков. Под постоянным контролем социальных педагогов находятся более 50 семей тяжелой категории, в 70 семьях, находящихся под эпизодическим контролем, наметилась положительная тенденция к улучшению отношений с детьми. В течение пяти лет работы центра 16 % неблагополучных семей в результате реабилитационной работы с ними восстанавливаются. В таких семьях детям созданы нормальные условия для жизни, их не пришлось устраивать в учреждения для сирот.
Опыт экспериментальной работы показывает, что очень важно раннее выявление семейного неблагополучия. Социальные педагоги ЦСВ работают в тесном контакте с детскими поликлиниками и педиатрами, чтобы как можно раньше выявить детей, живущих в неблагополучных семьях и поместить их в специальные социальные группы дошкольного образовательного учреждения. Это позволяет сделать все необходимое для того, чтобы изменить, обновить семью. Дети находятся в таких группах в дошкольном образовательном учреждении на полном государственном обеспечении, они получают пищу, одежду, кров, с ними занимаются и т.д. В случае, если в семье не наступает улучшение, родителей лишают через суд родительских прав, а детей помещают в приют, детский дом и т.д.
Кризисный центр «Хороший друг» (КЦ) был создан как социально-педагогическое учреждение для оказания помощи детям и подросткам, находящимся в тяжелых, кризисных жизненных условиях, когда становится невозможным или опасным проживание ребенка дома, родители не занимаются воспитанием своих детей или не справляются с этой задачей, но в то же время они не лишены родительских прав. Такие дети не считаются оставшимися без попечения родителей, но фактически проживать в своих семьях не могут. Поэтому это учреждение было открыто в 1994 г. как приют временного пребывания детей и подростков.
Однако здесь сразу же оказались и дети, родители которых были лишены родительских прав. Этих детей необходимо было устроить в специальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но мест в областных детских домах не было. Долго жить в приюте эти дети не могли, так как при этом нарушались установленные сроки пребывания там детей. Поэтому возникла острая необходимость иметь муниципальный детский дом.
В результате в настоящее время в структуру Кризисного центра входят и приют временного пребывания, и муниципальный детский дом. Главная задача данного учреждения — оказание помощи и поддержки детям, обеспечение нормальных условий для их проживания, обучения и получения профессии; проведение медицинской, педагогической, социальной и психологической реабилитации; подготовка к самостоятельной жизни.
Открытие в Люберецком районе муниципального детского дома во многом облегчило положение детей, так как они не уезжают из города.
Как показывает опыт работы областных детских домов, дети очень тяжело переживают отдаление от места рождения, родительского дома, родственников, знакомых и т.д. Они часто убегают из детского дома только потому, что хотят увидеть своих родителей, родственников, старых друзей. Специалисты, работающие в детском доме, не могут им позволить самостоятельно поехать домой или отвезти их на свидание к родителям, родственникам. Сами родители и родственники очень редко навещают детей в областных детских домах, поскольку они обычно расположены территориально очень далеко, а у родственников часто нет даже денег на дорогу. Такая ситуация психологически очень тяжело переживается детьми, затрудняет процесс адаптации к учреждению. Проживание ребенка недалеко от родительского дома позволяет специалистам детского дома в случае необходимости сводить ребенка домой, чтобы он посмотрел на родителей, побывал у родственников, да и родственники чаще навещают детей в детском доме. Это облегчает процесс реабилитации.
В муниципальном детском доме 95 % детей — социальные сироты, т.е. родители этих детей живут недалеко или находятся в местах заключения. В Люберецком районе есть опыт, когда родители, с которыми проводилась соответствующая реабилитационная работа, навещая детей в детском доме, постепенно начали вести нормальный образ жизни и были восстановлены в родительских правах. Дети вернулись в семью, прожив в детском доме от двух до четырех лет.
Практика показала, что в структуре Кризисного центра также необходимо иметь психолого-медико-педагогическую службу, которая выявляла бы детей с отклонениями в развитии, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, бригаду неотложной помощи. Должна быть у КЦ и своя базовая школа, что обеспечило бы более последовательную преемственность в работе с воспитанниками центра.
В 1995 г. для оказания помощи детям и подросткам, родителям, а также лицам, их заменяющим, была создана психолого-медико-педагогическая служба (ПМПС). В структуру ПМПС входят психологический отдел, дефектологический отдел, а также постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация, выполняющая и функции комиссии. Все дети Люберецкого района проходят здесь обследование при помещении в специализированные дошкольные учреждения или группы. Учитывая, что с каждым годом количество детей с различными психическими и физическими проблемами неуклонно увеличивается, в настоящее время уже в 27 дошкольных учреждениях функционируют 66 специализированных групп: с нарушением речи — 44 группы, с нарушением зрения — восемь групп, с нарушением опорно-двигательного аппарата — восемь групп, с нарушением интеллекта — две группы, с туберкулезной интоксикацией — четыре группы. В районе работают три центра: «Дефектолог» — для детей с нарушениями речи, «Родничок» — для детей с нарушением слуха и «Радость» — с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Для детей и подростков, посещающих образовательные учреждения, в ПМПС проводится консультирование. По результатам деятельности психолого-медико-педагогической консультации (комиссии) более 800 детям рекомендовано обучение в классах компенсирующего обучения, для детей муниципального детского дома открыт класс коррекционно-развивающего обучения в одной из школ района, 20 детям рекомендовано обучение во вспомогательной школе. Родители и педагоги получили рекомендации по рабоге с детьми данных категорий.
Специалисты ПМПС также оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, логопедам, дефектологам, педагогам школ и дошкольных учреждений. Психологический отдел службы обучает психологов, педагогов на разного вида семинарах, которые проводят специалисты ПМПС и даже зарубежные специалисты. В течение трех лет психологическим отделом службы разработаны и апробированы психокоррекционные и реабилитационные программы работы с детьми разного возраста. Эти программы апробированы в учреждениях социально-педагогической поддержки детства, где дети больше всего нуждаются в них.
С помощью психологов службы разработан пакет документов по организации деятельности воспитателей, психологов, социальных педагогов в учреждениях социально-педагогической поддержки детства, отработаны методики работы с такими детьми и подростками.
Центр постинтернатной адаптации был создан для выпускников учреждений социально-педагогической поддержки, учреждений для детей-сирот, профессионально-технических училищ, а также выпускников социально-педагогических учреждений, вышедших из мест заключения и утративших возможность вернуться в семью, в свое жилье, не имеющих возможности трудоустроиться. Центр должен решать следующие задачи:
• создание необходимых материальных и психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников социально-педагогических учреждений;
• создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию личности и ее адаптации в обществе;
• оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи выпускникам учреждений социально-педагогической поддержки детства;
• защита прав и интересов воспитанников на всех уровнях социального обеспечения;
• выполнение законов, обеспечивающих государственную помощь и защиту выпускников социально-педагогических учреждений и передачу их для сопровождения в социальные сферы.
Открытие каждого из этих учреждений нового типа потребовало обоснования их введения в муниципальную систему образования, подготовки законодательной и правовой базы их деятельности, разработки уставов и положений каждого типа социально-педагогического учреждения, решения множества организационных проблем, подготовки кадров. В результате была не только создана система социально-педагогической поддержки детства, но и удалось органично встроить ее в имеющуюся районную систему образования.
Помимо указанных социально-педагогических учреждений были введены также необходимые элементы системы социально-педагогической поддержки детства в традиционных образовательных учреждениях района: социально-педагогические группы в детских садах общего типа, а также специализированные детские сады; классы компенсирующего обучения и педагогической поддержки в общеобразовательных школах, социально-педагогические отряды и смены в летних оздоровительных лагерях. Большое внимание стало уделяться созданию условий для полноценного досуга и отдыха детей, пропаганде здорового образа жизни.
В Центре здоровья и образования занимается более 1000 детей и подростков. Преимущество при записи в центр имеют дети из неблагополучных семей, которые направляются туда в первую очередь. Центр имеет тесные связи с оздоровительными лагерями, во время летних и зимних каникул организует лагеря, также преимущественно для детей из неблагополучных семей. Основные направления работы с детьми и подростками в центре — это занятия спортом, укрепление здоровья, рекреация. В центре дети не только укрепляют свое здоровье, занимаются разными видами спорта, но и получают знания по конкретным видам спорта и в дальнейшем могут получить профессиональную подготовку по специальности «инструктор физкультуры».
- Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
- 1. СоциальнЫе приюТы
- 2. Центры социально-педагогической реабилитации
- 3. Ресоциализация педагогически запущенных подростков в Подростковых клубАх и молодежных учреждений
- Типы учреждений социально-педагогической поддержки для детей группы риска
- Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения