logo search
Специализированные учреждения (приют,центр,клуб

Типы учреждений социально-педагогической поддержки для детей группы риска

Описанная ниже муниципальная система социально-педагогической поддержки детства была создана в последнем десятилетии 20 столетия в ходе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Московской области (Люберецкий и Чеховский рай­оны). В систему вошли учреждения и службы, которых до этого не шло в нашей стране.

Центр социально-трудовой адаптации (ЦСТА) был создан для выполнения нескольких функций:

• реализация обучения по престижным профессиям для школ, 5 учебных планах которых сохранился предмет «Трудовое обучение» (6 ч в неделю);

• подготовка по избранной профессии для школ, которые открыли профильные классы (12 ч в неделю);

• создание групп учащихся (14-16 лет), отчисленных по разным причинам из школ, создание им условий для начальной про­фессиональной подготовки, получения работы и заработка при геполном рабочем дне;

• воспитательно-профориентационная работа среди учащихся общеобразовательных школ района;

• создание рабочих мест для детей и подростков, обучающихся в ЦСТА;

• создание летних трудовых объединений по уборке урожая, сбору трав и т.д. как в районе, так и за его пределами;

• информирование подростков об услугах, предоставляемых Центром занятости;

• осуществление контроля за соблюдением прав подростков в сфере производства (выполнение условий договора между пред­приятием, организацией, кооперативом и учащимся — заработ­ная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, спец­одежда и обувь и пр.);

• осуществление юридической защиты трудоустроенного под­ростка при нарушении условий договора работодателем.

Понятно, что возникла необходимость объединения усилий ЦСТА с Центром занятости населения, который мог квотировать рабочие места в районе для детей и подростков, а также матери­ально поощрять их труд на низкооплачиваемых должностях. По­этому ЦСТА был учрежден совместно Комитетом по образова­нию и Центром занятости Люберецкого района.

Для решения поставленных задач в структуре ЦСТА предпола­галось создание: УПК с филиалом, службы профориентации, информационно-аналитической службы, детского ателье, акаде­мии домашних ремесел и др.

За время существования ЦСТА в нем в разное время была орга­низована подготовка по следующим профессиям и специально­стям: оператор ЭВМ, машинопись, стенография, делопроизвод­ство, секретарь-референт, бухгалтерский учет, основы юридиче­ских знаний, младший медицинский персонал, воспитатель, гу­вернер, моделирование и конструирование одежды, парикмахер, массажист, косметолог, повар, кулинар, станочник, слесарь-ин­струментальщик, токарь-фрезеровщик, автодело, фермер, осно­вы личной безопасности.

Обучающиеся в ЦСТА проходят практику по месту житель­ства, оказывая населению различные услуги по низким ценам.

Особое внимание уделяется в ЦСТА подросткам 14— 16 лет из неблагополучных семей, которые часто не посещают школу. Мно­гие из них не могут овладеть школьной программой. С целью пре­доставления таким подросткам возможности получить основное общее и начальное профессиональное образование непосредствен­но на базе района, где они проживают, и был открыт этот центр. Для предотвращения отсева подростков в образовательных учреж­дениях созданы также классы с углубленным трудовым обучени­ем, в которых учащиеся получают начальную профессиональную подготовку — как в школе, так и через ЦСТА.

Ко времени завершения эксперимента в центре работала 61 груп­па, включающая 1100 подростков; проводилось обучение по 12 спе­циальностям. В перспективе предполагается увеличение количества профессий до 20, причем приоритет будет отдаваться тем про­фессиям, которые пользуются в районе наибольшим спросом. Прорабатывается вопрос с отделением Центра занятости населе­ния и промышленными предприятиями о возможности обучения отдельных групп учащихся, имеющих низкий образовательный уровень, непосредственно на их базе с получением стипендии на время обучения. Это очень поддержит подростков из неблагопо­лучных семей, чьи родители не работают или получают неболь­шую заработную плату.

Центр неотложной социально-психолого-педагогической помощи (ЦНП) был открыт в 1994 г. как приют временного пребывания детей и подростков, но впоследствии в связи с расширением его функций перерос в Центр неотложной социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, в структуру которо­го входят приют временного пребывания, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, выездные бригады скорой психоло­го-педагогической помощи.

Главная задача ЦНП — оказание практической помощи детям и подросткам, нуждающимся в социальной и психолого-педаго­гической поддержке: пострадавшим от жестокого обращения, физического, психологического, сексуального насилия; времен­но лишенным семейного попечения и средств к существованию, ограждение их от влияния асоциальной среды, обеспечение охра­ны и защиты их прав. Специалисты центра проводят диагностику причин трудностей детей и подростков, осуществляют меры по их устранению, оказывают краткосрочную и долговременную со­циальную, медицинскую, педагогическую и психологическую помощь, при необходимости проводят реабилитацию.

В ЦНП попадают прежде всего дети, изъятые из неблагополуч­ных семей, брошенные, бродяжничающие, оставшиеся без жи­лья и т.д. Дети и подростки могут сами прийти в центр и остаться там, если у них есть для этого причины (родители выгнали из дома, сожители и собутыльники родителей посягают на жизнь и здоровье детей, дети испытывают жестокое обращение в семье, насилие и т.п.).

«Телефон доверия» в ЦНП работает круглосуточно и обеспе­чивает контакт с детьми и подростками района по всем интересу­ющим их вопросам. Профессионал-психолог может оказать пси­хологическую поддержку, дать совет и проконсультировать. При этом ведется магнитофонная запись вопросов и ответов, что по­зволяет затем более тщательно проанализировать проблемы обра­тившихся за помощью детей и подростков, разработать на основе этого анализа рекомендации педагогам и родителям или лицам, их заменяющим.

В кабинете анонимного приема детям предоставляется возмож­ность бесплатно получить консультацию юридического, медицин­ского, психологического порядка. К работе в кабинете на дого­ворной основе привлекаются специалисты различных служб рай­она, они же анализируют сложившуюся ситуацию, вносят конк­ретные предложения по улучшению работы тех или иных струк­тур, обслуживающих детей. В случае необходимости принимаются другие меры: направление на лечение, оставление (по согласию ребенка и родителей) в приюте временного пребывания и т.п.

В ЦНП применяется и такая форма оказания помощи, как вы­ездные бригады в составе психологов, социологов, педагогов, юристов, психотерапевтов, врачей. Такие бригады создаются для оказания помощи в разрешении конфликтов между детьми, под­ростками и взрослыми, в случае попытки суицида и т.д.

За время проведения эксперимента ЦНП оказал помощь более 200 детям и подросткам от 3 до 18 лет по разным направлениям. Это позволило вернуть многих детей к нормальной жизни: они учатся в школе, у них восстановлено жилье, пенсия и т.д. Более 30 детей вернулись в свои родные, обновленные семьи; многие дети отданы под опеку родственникам; часть детей были усынов­лены гражданами России, а также ближнего и дальнего зарубе­жья, часть — остались жить в муниципальном детском доме.

В 1997 г. при ЦНП была также открыта социальная гостиница для подростков. Это социально-педагогическое учреждение было создано, в первую очередь, для оказания помощи и поддержки воспитанникам, возвращающимся из школ-интернатов, детских домов, окончившим профессионально-технические училища, у которых потеряно или вовремя им не предоставлено жилье. Необ­ходимость в таком учреждении обусловлена тем, что многие вы­пускники детских домов, приютов нуждаются в социальном пат­ронаже, так как не умеют жить самостоятельно, слабо подготов­лены к умению выживать в обществе, не обладают необходимыми навыками ведения домашнего хозяйства, бытового самообслужи­вания, не могут пользоваться социальными инфраструктурами. При невозможности устроиться на работу воспитанники социальной гостиницы могут получать продукты, одежду, обувь до тех пор, пока они не смогут получать заработную плату.

Кроме того, в социальной гостинице могут находиться дети, у которых есть юридически закрепленное за ними жилье, но в силу каких-либо обстоятельств жить там подростку невозможно или небезопасно. Например, родители, которые были лишены роди­тельских прав, не пускают в дом детей, так как они им чужие. При этом в некоторых случаях, даже если ребенка пускают в квар­тиру, его пребывание там опасно или нежелательно, поскольку в доме сохраняется тяжелая обстановка, которая может заставить ребенка идти по тому же асоциальному пути, по которому пошли родители.

В социальной гостинице могут находиться также несовершен­нолетние матери, у которых нет средств к существованию, отсут­ствует жилье.

Уже сегодня в социальной гостинице в большинстве случаев живут подростки, которые работают, получают заработную пла­ту, но у них не решены жилищные проблемы.

Центр семейного воспитания (ЦСВ) имеет филиалы в разных микрорайонах городов Люберцы и Чехов. Помимо этого ЦСВ от­крыл на базе своих филиалов центры дневного пребывания детей и подростков, в которых оказывается помощь детям из неблаго­получных семей, организуется их досуг, предоставляется возмож­ность найти себе занятие по интересам.

Основная задача ЦСВ — работа с неблагополучными семьями, направленная на смягчение социальных, психологических, эко­номических факторов, негативно влияющих на развитие семьи и воспитание детей в ней, укрепление связей семьи с образователь­ными и другими учреждениями воспитания и развития детей, повышение педагогических, психологических, юридических зна­ний родителей, подготовку подрастающего поколения к браку, помощь семьям, попавшим в кризисную ситуацию, сохранение семьи, ее реабилитацию и изменение в положительную сторону отношений родителей к детям.

Спецификой деятельности специалистов ЦСВ является работа с самыми тяжелыми семьями, имеющими детей, пока еще не вся семья деградировала окончательно и ребенок еще маленький, так что проживание в атмосфере неблагополучия не оказало значи­тельного отрицательного влияния на его психическое развитие.

Специалисты ЦСВ проводят консультации для родителей и де­тей по проблемам семейного воспитания, организуют родитель­ский всеобуч, выявляют неблагополучные семьи и осуществляют защиту прав детей в этих семьях.

В своей работе социальные педагоги используют опыт между­народного сотрудничества и адаптируют к российским условиям программу ИНСТАП (вступи в новую жизнь) по оказанию мате-: риалъной помощи неблагополучной семье, в соответствии с ко-\ торой при участии всех членов семьи изменяется обстановка в доме (делается ремонт, наводится порядок и т.д.). ^ Уже сегодня на учете в ЦСВ состоит более 500 неблагополуч­ных семей, в которых живет более 1000 детей и подростков. Под постоянным контролем социальных педагогов находятся более 50 семей тяжелой категории, в 70 семьях, находящихся под эпи­зодическим контролем, наметилась положительная тенденция к улучшению отношений с детьми. В течение пяти лет работы цен­тра 16 % неблагополучных семей в результате реабилитационной работы с ними восстанавливаются. В таких семьях детям созданы нормальные условия для жизни, их не пришлось устраивать в учреждения для сирот.

Опыт экспериментальной работы показывает, что очень важно раннее выявление семейного неблагополучия. Социальные педа­гоги ЦСВ работают в тесном контакте с детскими поликлиниками и педиатрами, чтобы как можно раньше выявить детей, живущих в неблагополучных семьях и поместить их в специальные социальные группы дошкольного образовательного учреждения. Это позволяет сделать все необходимое для того, чтобы изменить, обновить семью. Дети находятся в таких группах в дошкольном образовательном учреждении на полном государственном обеспе­чении, они получают пищу, одежду, кров, с ними занимаются и т.д. В случае, если в семье не наступает улучшение, родителей лишают через суд родительских прав, а детей помещают в приют, детский дом и т.д.

Кризисный центр «Хороший друг» (КЦ) был создан как социаль­но-педагогическое учреждение для оказания помощи детям и под­росткам, находящимся в тяжелых, кризисных жизненных услови­ях, когда становится невозможным или опасным проживание ре­бенка дома, родители не занимаются воспитанием своих детей или не справляются с этой задачей, но в то же время они не лишены родительских прав. Такие дети не считаются оставшими­ся без попечения родителей, но фактически проживать в своих семьях не могут. Поэтому это учреждение было открыто в 1994 г. как приют временного пребывания детей и подростков.

Однако здесь сразу же оказались и дети, родители которых были лишены родительских прав. Этих детей необходимо было устроить в специальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но мест в областных детских домах не было. Долго жить в приюте эти дети не могли, так как при этом нарушались установленные сроки пребывания там детей. Поэтому возникла острая необходимость иметь муниципальный детский дом.

В результате в настоящее время в структуру Кризисного центра входят и приют временного пребывания, и муниципальный дет­ский дом. Главная задача данного учреждения — оказание помо­щи и поддержки детям, обеспечение нормальных условий для их проживания, обучения и получения профессии; проведение ме­дицинской, педагогической, социальной и психологической реа­билитации; подготовка к самостоятельной жизни.

Открытие в Люберецком районе муниципального детского дома во многом облегчило положение детей, так как они не уезжают из города.

Как показывает опыт работы областных детских домов, дети очень тяжело переживают отдаление от места рождения, роди­тельского дома, родственников, знакомых и т.д. Они часто убега­ют из детского дома только потому, что хотят увидеть своих роди­телей, родственников, старых друзей. Специалисты, работающие в детском доме, не могут им позволить самостоятельно поехать домой или отвезти их на свидание к родителям, родственникам. Сами родители и родственники очень редко навещают детей в областных детских домах, поскольку они обычно расположены территориально очень далеко, а у родственников часто нет даже денег на дорогу. Такая ситуация психологически очень тяжело переживается детьми, затрудняет процесс адаптации к учреждению. Проживание ребенка недалеко от родительского дома позволяет специалистам детского дома в случае необходимости сводить ре­бенка домой, чтобы он посмотрел на родителей, побывал у род­ственников, да и родственники чаще навещают детей в детском доме. Это облегчает процесс реабилитации.

В муниципальном детском доме 95 % детей — социальные си­роты, т.е. родители этих детей живут недалеко или находятся в местах заключения. В Люберецком районе есть опыт, когда роди­тели, с которыми проводилась соответствующая реабилитационная работа, навещая детей в детском доме, постепенно начали вести нормальный образ жизни и были восстановлены в роди­тельских правах. Дети вернулись в семью, прожив в детском доме от двух до четырех лет.

Практика показала, что в структуре Кризисного центра также необходимо иметь психолого-медико-педагогическую службу, которая выявляла бы детей с отклонениями в развитии, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, бригаду неотложной по­мощи. Должна быть у КЦ и своя базовая школа, что обеспечило бы более последовательную преемственность в работе с воспи­танниками центра.

В 1995 г. для оказания помощи детям и подросткам, родителям, а также лицам, их заменяющим, была создана психолого-медико-педагогическая служба (ПМПС). В структуру ПМПС входят психо­логический отдел, дефектологический отдел, а также постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация, выполняющая и функции комиссии. Все дети Люберецкого райо­на проходят здесь обследование при помещении в специализиро­ванные дошкольные учреждения или группы. Учитывая, что с каждым годом количество детей с различными психическими и физическими проблемами неуклонно увеличивается, в настоящее время уже в 27 дошкольных учреждениях функционируют 66 спе­циализированных групп: с нарушением речи — 44 группы, с на­рушением зрения — восемь групп, с нарушением опорно-двига­тельного аппарата — восемь групп, с нарушением интеллекта — две группы, с туберкулезной интоксикацией — четыре группы. В районе работают три центра: «Дефектолог» — для детей с нару­шениями речи, «Родничок» — для детей с нарушением слуха и «Радость» — с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для детей и подростков, посещающих образовательные учреж­дения, в ПМПС проводится консультирование. По результатам деятельности психолого-медико-педагогической консультации (комиссии) более 800 детям рекомендовано обучение в классах компенсирующего обучения, для детей муниципального детского дома открыт класс коррекционно-развивающего обучения в од­ной из школ района, 20 детям рекомендовано обучение во вспомогательной школе. Родители и педагоги получили рекомендации по рабоге с детьми данных категорий.

Специалисты ПМПС также оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, логопедам, дефектологам, педагогам школ и дошкольных учреждений. Психологический от­дел службы обучает психологов, педагогов на разного вида семи­нарах, которые проводят специалисты ПМПС и даже зарубежные специалисты. В течение трех лет психологическим отделом службы разработаны и апробированы психокоррекционные и реабилита­ционные программы работы с детьми разного возраста. Эти про­граммы апробированы в учреждениях социально-педагогической поддержки детства, где дети больше всего нуждаются в них.

С помощью психологов службы разработан пакет документов по организации деятельности воспитателей, психологов, соци­альных педагогов в учреждениях социально-педагогической под­держки детства, отработаны методики работы с такими детьми и подростками.

Центр постинтернатной адаптации был создан для выпускни­ков учреждений социально-педагогической поддержки, учрежде­ний для детей-сирот, профессионально-технических училищ, а также выпускников социально-педагогических учреждений, вы­шедших из мест заключения и утративших возможность вернуться в семью, в свое жилье, не имеющих возможности трудоустроить­ся. Центр должен решать следующие задачи:

• создание необходимых материальных и психолого-педагоги­ческих условий для развития личности воспитанников социаль­но-педагогических учреждений;

• создание благоприятных условий, приближенных к домаш­ним, способствующих развитию личности и ее адаптации в обще­стве;

• оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи выпускникам учреждений социально-педагогической поддержки детства;

• защита прав и интересов воспитанников на всех уровнях со­циального обеспечения;

• выполнение законов, обеспечивающих государственную по­мощь и защиту выпускников социально-педагогических учрежде­ний и передачу их для сопровождения в социальные сферы.

Открытие каждого из этих учреждений нового типа потребовало обоснования их введения в муниципальную систему образования, подготовки законодательной и правовой базы их деятельности, разработки уставов и положений каждого типа социально-педаго­гического учреждения, решения множества организационных про­блем, подготовки кадров. В результате была не только создана систе­ма социально-педагогической поддержки детства, но и удалось орга­нично встроить ее в имеющуюся районную систему образования.

Помимо указанных социально-педагогических учреждений были введены также необходимые элементы системы социально-педа­гогической поддержки детства в традиционных образовательных учреждениях района: социально-педагогические группы в детских садах общего типа, а также специализированные детские сады; классы компенсирующего обучения и педагогической поддержки в общеобразовательных школах, социально-педагогические отря­ды и смены в летних оздоровительных лагерях. Большое внимание стало уделяться созданию условий для полноценного досуга и от­дыха детей, пропаганде здорового образа жизни.

В Центре здоровья и образования занимается более 1000 детей и подростков. Преимущество при записи в центр имеют дети из не­благополучных семей, которые направляются туда в первую оче­редь. Центр имеет тесные связи с оздоровительными лагерями, во время летних и зимних каникул организует лагеря, также пре­имущественно для детей из неблагополучных семей. Основные на­правления работы с детьми и подростками в центре — это заня­тия спортом, укрепление здоровья, рекреация. В центре дети не только укрепляют свое здоро­вье, занимаются разными видами спорта, но и получают знания по конкретным видам спорта и в дальнейшем могут получить профессиональную подготовку по специальности «инструктор физкультуры».