logo
Специализированные учреждения (приют,центр,клуб

1. СоциальнЫе приюТы

Социальный приют определен как учреждение временного пребывания ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок жестко не определяется, так как программа социальной реабилитации и устройства дальнейшей жизни ребенка носит индивидуальный характер. Число приютов определяется из расчета 1 на 5—10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается 1 приют. Социальный приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Приют действует как открытое учреждения, принимает безнадзорного ребенка независимо от наличия у него документов, удостоверяющих его личность, ребенок сам может попросить убежища в приюте, минуя посредников, приют дает пристанище ребенку до решения суда о лишении его матери или отца (или обоих вместе) родительских прав. Открытость приюта проявляется и в том, что социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом пространстве, а в реальной социальной среде. В приютах поощряются контакты воспитанников с детьми из семей, где царят нормальные нравственные ценности, позитивные социальные установки.

В социальные приюты поступают дети с крайней степенью социальной запущенности, с отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки либо дети — социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания из-за небрежного и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью.

Социальный приют имеет следующие функции:

— обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родственников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие), эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;

-— защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;

— снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния как следствия социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в неблагополучной социальной среде на улице и т.п.;

— диагностика деформаций в личностном развитии и психофизическом состоянии ребенка с целью разработки индивидуальной программы его социальной реабилитации;

— первичная адаптация социально неблагополучного ребенка к жизни в социально здоровой семье;

— восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, общение для успешной социализации ребенка, адаптации его в нормальном человеческом обществе;

— восстановление или компенсация социальных связей детей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности доприютской жизни не были ими освоены.

Деятельность приюта носит полифункциональный характер: здесь одновременно действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие специалисты. Но все виды деятельности должны быть пронизаны педагогическими целями, поскольку именно в педагогических результатах выражается итог работы по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.

1. Комплексная диагностика физического, психического и социального здоровья поступившего в приют ребенка - первый этап работы по социальной реабилитации. У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, особое проявление общих тенденций, и потому с первых дней надо начинать изучение его социального, соматического и психического статуса.

1) для характеристики социального статуса ребенка важна информация о том, когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс школы посещал, имеется ли прописка.

2) важно медицинское освидетельствование для оценки физического состояния, состояния нервной системы.

3) психологическое обследование преследует цель:

На основе этих данных даются рекомендации воспитателям о необходимости учета выявленных особенностей ребенка.

Работающий в социальном приюте педагог, конечно, должен быть подготовлен психологически и знать некоторые неотложные меры медицинской помощи. Он должен изучить результаты предшествующих обследований и быть готовым к трудностям процесса адаптации ребенка в зависимости от его психического состояния, здоровья и развития. Для этого ему необходимо знать наиболее существенные проявления психических дезадаптационных расстройств у детей:

2. Педагогическая работа в приюте с социально дезадаптированными детьми и подростками начинается с адаптации их к жизни в самом приюте, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. Важнейшими условиями являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность к ребенку, уверенность в том, что он способен изменяться к лучшему, персонифицированное отношение к нему как к личности, заботливое отношение к его потребностям и интересам.

С первых шагов своего пребывания в приюте вновь прибывший ребенок должен быть поставлен в позицию не наблюдателя, а соучастника, создателя новых условий своей жизнедеятельности. Поэтому полезно детей привлекать к созданию или переоборудованию нового дома или обстановки. Постепенно он должен приобрести чувство собственного дома. Этому может помочь и создание уютных уголков, где ребенок, устав от непрерывного пребывания на людях, мог бы побыть один, сбросить психологическую перегрузку, осмыслить новую жизнь, отвлечься, пофантазировать.

В приюте обязательно должна быть своя библиотека, в которой могли бы посидеть не только читающие, но и не читающие дети, полистать книги, посмотреть иллюстрации, а то и помочь библиотекарю в его работе.

Существенное место в педагогической работе в приюте должна занимать выработка у детей понимания важности и умения соблюдать социальную нормативность. Ведь одни из них привыкли к неограниченной свободе, другие, напротив, испытали жесткие ограничения, запреты. Необходим продуманный комплекс занятий для повседневного приобщения детей к нормам общечеловеческого общежития.

Важно исключить из педагогического поведения жесткие и категорические требования. В работе надо использовать гибкую систему разрешаемого и запрещаемого, но при этом как воспитатели, так и дети должны знать четко определенную границу терпимости: например, нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из приюта, не поставив в известность воспитателя и т.д.

С детьми, склонными к изоляции, оптимален мягкий стиль общения без требовательных интонаций, устранение того, что ребенка отпугивает, уважение его личного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни. Особое внимание следует обратить на создание условий для самовыражения избегающего общения ребенка.

В работе с ребенком, склонным к оппозиции (избегает общения, демонстрирует пренебрежение к правилам, бранится, ввязывается в драку) важно использовать технологию установления контакта.

Технология установления контакта включает несколько стадий:

Первая стадия «накопления согласий» между взрослым и подростком по самым нейтральным вещам сообразно конкретной ситуации («у нас холодно... тепло... жарко», «скоро стемнеет», «тебе не очень удобно сидеть здесь, может быть лучше здесь» и т.д.). Полезно соглашаться с подростком, следует найти доводы для того, чтобы поддержать его, чтобы он услышал непривычные для него словосочетания типа «возможно», «скорее всего ты прав», «логично», «верно», которые произносятся спокойно и ровно.

Вторая стадия — стадия поиска нейтральных интересов и увлечений подростка с целью возбудить у него положительное эмоциональное состояние. Заинтересованность взрослых тем, что привлекает подростка, воспринимается им положительно, и создает условия для контакта.

Третья стадия — обсуждение сообщения, которое подросток делает доверительно взрослому после первых двух стадий. На этой стадии надо строго соблюдать этику отношений: нельзя проявлять сомнение в том, что говорит о себе подросток, не следует ему возражать, ни в коем случае нежелательно вступать с ним в спор.

На четвертой стадии выясняются качества личности, которые опасны для взаимодействия с другими детьми. Рассказывая о других людях, ребенок в сущности говорит о себе, и становится ясно, что вызывает у него неприязнь к людям, чего он стремится избегать. Как правило, на этой стадии общения ребенок освобождается от напряжения

На пятой стадии начинается процесс выработки общих приемлемых для подростка и взрослого норм поведения. Происходит обсуждение того, какие трудности ожидают подростка, стимулируется желание приспосабливаться к особенностями другого.

На шестой стадии происходит совместное составление плана самоизменения.

Рекомендуются приемы создания благоприятных условий для личностного развития ребенка:

3. Подготовка ребенка к школе является важным условием его будущей адаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо у них большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии в силу своей депривированности адаптироваться в большом школьном коллективе. Для большинства из них школа не является ценностью, а иногда ненавистна.

В связи с этим, общеобразовательная подготовка должна осуществляться строго индивидуально и взвешенно. Исходя из этого одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к школе, других можно направить в школу и помочь ее посещать, выполнять необходимые домашние задания и т.д. Но и те и другие нуждаются в адаптационно-воспитательной помощи со стороны педагога.

Домашняя школа является хорошей формой решения этой задачи :

4. Большую роль в социальной реабилитации играет включение их в трудовую деятельность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое участие ребенка, подростка в труде вместе с воспитателями и воспитанниками должно давать ему: